Может ли бюджетное учреждение работать по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли бюджетное учреждение работать по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 по делу N 88-27397/2024 (УИД 63RS0007-01-2024-000835-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании (понуждении) заключить трудовой договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности ведущего юрисконсульта, а кроме того, не представил необходимые для трудоустройства документы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы заявителя жалобы о том, что ФИО10 заверила истца о том, что юрисконсульт не занимается закупочной деятельностью, такого рода деятельностью занимается специально созданная контрактная служба, основанием для понуждения ответчика к заключению с истцом трудового договора не являются, поскольку не отменяют установленную должностной инструкцией обязанность ведущего юрисконсульта Федерального государственного бюджетного учреждения, знать и уметь применять Федеральные законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также требования к опыту работы последнего в указанной области, который у истца отсутствует. Ссылка истца на работу в прокуратуре о наличии данного опыта не свидетельствует.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании (понуждении) заключить трудовой договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности ведущего юрисконсульта, а кроме того, не представил необходимые для трудоустройства документы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы заявителя жалобы о том, что ФИО10 заверила истца о том, что юрисконсульт не занимается закупочной деятельностью, такого рода деятельностью занимается специально созданная контрактная служба, основанием для понуждения ответчика к заключению с истцом трудового договора не являются, поскольку не отменяют установленную должностной инструкцией обязанность ведущего юрисконсульта Федерального государственного бюджетного учреждения, знать и уметь применять Федеральные законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также требования к опыту работы последнего в указанной области, который у истца отсутствует. Ссылка истца на работу в прокуратуре о наличии данного опыта не свидетельствует.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 03.09.2024 по делу N 33-11078/2024 (УИД 63RS0007-01-2024-000835-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании (понуждении) заключить трудовой договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности ведущего юрисконсульта, а кроме того, не представил необходимые для трудоустройства документы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы заявителя жалобы о том, что ФИО10 заверила истца о том, что юрисконсульт не занимается закупочной деятельностью, такого рода деятельностью занимается специально созданная контрактная служба, основанием для понуждения ответчика к заключению с истцом трудового договора не являются, поскольку не отменяют установленную должностной инструкцией обязанность ведущего юрисконсульта Федерального государственного бюджетного учреждения, знать и уметь применять Федеральные законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также требования к опыту работы последнего в указанной области, который у истца отсутствует. Ссылка истца на работу в прокуратуре о наличии данного опыта не свидетельствует.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании (понуждении) заключить трудовой договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности ведущего юрисконсульта, а кроме того, не представил необходимые для трудоустройства документы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы заявителя жалобы о том, что ФИО10 заверила истца о том, что юрисконсульт не занимается закупочной деятельностью, такого рода деятельностью занимается специально созданная контрактная служба, основанием для понуждения ответчика к заключению с истцом трудового договора не являются, поскольку не отменяют установленную должностной инструкцией обязанность ведущего юрисконсульта Федерального государственного бюджетного учреждения, знать и уметь применять Федеральные законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также требования к опыту работы последнего в указанной области, который у истца отсутствует. Ссылка истца на работу в прокуратуре о наличии данного опыта не свидетельствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<4> При этом ежегодно подтверждать желание работать по Закону 223-ФЗ или Закону 44-ФЗ бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям не требуется.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<4> При этом ежегодно подтверждать желание работать по Закону 223-ФЗ или Закону 44-ФЗ бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям не требуется.
Вопрос: О применении ф. 0510452 при приемке товаров, работ, услуг по договору, заключенному заказчиком - бюджетным учреждением согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 02-07-11/29452)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - бюджетными учреждениями согласно Закону 223-ФЗ, применяется унифицированная форма документа Акта приемки (ф. 0510452).
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 02-07-11/29452)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - бюджетными учреждениями согласно Закону 223-ФЗ, применяется унифицированная форма документа Акта приемки (ф. 0510452).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
Статья: Положения о закупках: требования законодательства и проблемы применения
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Отметим, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями при наличии правового акта - положения о закупках (подп. "в" п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2>) (далее - Закон о закупках).
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Отметим, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями при наличии правового акта - положения о закупках (подп. "в" п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2>) (далее - Закон о закупках).
Статья: Аренда имущества для государственных и муниципальных нужд: правовые проблемы и перспективы развития
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Заключение договора аренды регулируется гражданским законодательством, а если одна из сторон такого договора выступает от имени государства или муниципального образования (и называется государственным или муниципальным заказчиком), то данные правоотношения подпадают под действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Если стороной договора аренды будут государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, при наличии правового акта, утвержденного в определенном порядке и размещенного в ЕИС, еще хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, закупка будет проводиться с учетом норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Заключение договора аренды регулируется гражданским законодательством, а если одна из сторон такого договора выступает от имени государства или муниципального образования (и называется государственным или муниципальным заказчиком), то данные правоотношения подпадают под действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Если стороной договора аренды будут государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, при наличии правового акта, утвержденного в определенном порядке и размещенного в ЕИС, еще хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, закупка будет проводиться с учетом норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Готовое решение: Что такое автономное учреждение, какие права оно имеет и как ими распоряжается
(КонсультантПлюс, 2025)Закупает товары, работы и услуги автономное учреждение по правилам Закона N 223-ФЗ, кроме случаев, когда:
(КонсультантПлюс, 2025)Закупает товары, работы и услуги автономное учреждение по правилам Закона N 223-ФЗ, кроме случаев, когда:
Вопрос: О типовом положении о закупке, а также о закупках отдельными видами юрлиц, если положение о закупке признано неразмещенным.
(Письмо Минфина России от 07.03.2023 N 24-07-09/19170)Согласно части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики).
(Письмо Минфина России от 07.03.2023 N 24-07-09/19170)Согласно части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики).
Вопрос: Об оформлении приемки товаров, работ, услуг по договору, заключенному заказчиком - федеральным бюджетным (автономным) учреждением согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях автономные учреждения работают по Закону N 223-ФЗ, для этого им необходимо разработать и разместить в ЕИС положение о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях автономные учреждения работают по Закону N 223-ФЗ, для этого им необходимо разработать и разместить в ЕИС положение о закупке.
Вопрос: О применении и оформлении Акта по форме 0510452 при приемке товаров, работ, услуг по договорам (контрактам) и сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по ним.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 02-07-08/36560)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 02-07-08/36560)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
Статья: Теоретические особенности отграничения договора поставки от договора купли-продажи и пути решения проблемных вопросов
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Юрист", 2025, N 9)Несмотря на общеизвестную трактовку цели договора поставки как приобретение товара для использования в предпринимательской деятельности, такая трактовка лишь условно подходит к той стороне договора, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет о централизованных и децентрализованных поставках в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) от поставщика к потребителю (покупателю), который не занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован как бюджетное учреждение или федеральное казенное учреждение. На сегодняшний день доля таких договоров поставки составляет до шести процентов по Российской Федерации, а если учесть общую долю закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) у единственного поставщика, то доля по этим требованиям составляет двадцать девять и девятнадцать процентов в количественном и стоимостном выражении соответственно <5>.
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Юрист", 2025, N 9)Несмотря на общеизвестную трактовку цели договора поставки как приобретение товара для использования в предпринимательской деятельности, такая трактовка лишь условно подходит к той стороне договора, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет о централизованных и децентрализованных поставках в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) от поставщика к потребителю (покупателю), который не занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован как бюджетное учреждение или федеральное казенное учреждение. На сегодняшний день доля таких договоров поставки составляет до шести процентов по Российской Федерации, а если учесть общую долю закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) у единственного поставщика, то доля по этим требованиям составляет двадцать девять и девятнадцать процентов в количественном и стоимостном выражении соответственно <5>.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 07.03.2023 N 24-07-08/19169
(Селихова Л.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Автономные учреждения должны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), которым установлены общие принципы и основные требования при осуществлении закупок.
(Селихова Л.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Автономные учреждения должны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), которым установлены общие принципы и основные требования при осуществлении закупок.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> распространяется на широкий круг организаций, включая государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение и др.), а также автономные учреждения, бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы при соблюдении установленных условий и др., большинство из которых являются корпоративными юридическими лицами.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> распространяется на широкий круг организаций, включая государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение и др.), а также автономные учреждения, бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы при соблюдении установленных условий и др., большинство из которых являются корпоративными юридическими лицами.