Мобилизационная подготовка в Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Мобилизационная подготовка в Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.1 "Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"Указанные нормы, исходя из их содержания, не применяются в отношении призыва на военную службу по мобилизации, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть расходы на мобилизационную подготовку
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как в налоговом учете отражаются расходы на мобилизационную подготовку
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как в налоговом учете отражаются расходы на мобилизационную подготовку
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 3 февраля 2023 г. Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ <41>, принятым в части совершенствования правовых основ взаимодействия граждан с государственными органами. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, деятельность российских специальных служб, в частности ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП, осуществляемая даже на основании заявлений граждан, не является по своему содержанию предоставлением услуги и всегда направлена в первую очередь на обеспечение безопасности государства в целях выявления, предупреждения и пресечения противоправной (в том числе разведывательной) деятельности иностранных государств, организаций и отдельных лиц; исходя из специфики функций и задач перечисленных ведомств заложенные в комментируемом Законе основополагающий принцип открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и гарантии получения гражданами полной информации о действиях государственных органов не применимы для российских специальных служб; в связи с изложенным законопроектом предлагается предусмотреть в комментируемом Законе изъятие, согласно которому деятельность органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки и федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в России не является предоставлением государственных и муниципальных услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 3 февраля 2023 г. Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ <41>, принятым в части совершенствования правовых основ взаимодействия граждан с государственными органами. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, деятельность российских специальных служб, в частности ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП, осуществляемая даже на основании заявлений граждан, не является по своему содержанию предоставлением услуги и всегда направлена в первую очередь на обеспечение безопасности государства в целях выявления, предупреждения и пресечения противоправной (в том числе разведывательной) деятельности иностранных государств, организаций и отдельных лиц; исходя из специфики функций и задач перечисленных ведомств заложенные в комментируемом Законе основополагающий принцип открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и гарантии получения гражданами полной информации о действиях государственных органов не применимы для российских специальных служб; в связи с изложенным законопроектом предлагается предусмотреть в комментируемом Законе изъятие, согласно которому деятельность органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки и федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в России не является предоставлением государственных и муниципальных услуг.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях; гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях; гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Как следует из ч. 6 комментируемой статьи, помимо комментируемой статьи основополагающим правовым актом, регулирующим государственный строительный надзор, является Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Кроме того, когда речь идет о строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций, он может осуществляться на основании нормативных правовых актов, принятых Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации принимаемыми по согласованию с Минстроем РФ как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Под последними следует понимать Министерство внутренних дел, Министерство обороны и др.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Как следует из ч. 6 комментируемой статьи, помимо комментируемой статьи основополагающим правовым актом, регулирующим государственный строительный надзор, является Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Кроме того, когда речь идет о строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций, он может осуществляться на основании нормативных правовых актов, принятых Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации принимаемыми по согласованию с Минстроем РФ как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Под последними следует понимать Министерство внутренних дел, Министерство обороны и др.
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Заключение контракта с единственным поставщиком без конкурентных процедур возможно исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 93 Закона "О контрактной системе"). Ранее нами выделялось несколько "факторов, обусловливающих возможность выбора данной формы закупки". В их числе - "ограниченность заказчика во времени, исключающая достижение требуемого результата в связи с длительностью конкурентных процедур (приобретение товаров, потребность в которых возникла вследствие непреодолимой силы)"; "обусловленность закупки целями обеспечения безопасности (работы по мобилизационной подготовке в РФ)" <5>.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Заключение контракта с единственным поставщиком без конкурентных процедур возможно исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 93 Закона "О контрактной системе"). Ранее нами выделялось несколько "факторов, обусловливающих возможность выбора данной формы закупки". В их числе - "ограниченность заказчика во времени, исключающая достижение требуемого результата в связи с длительностью конкурентных процедур (приобретение товаров, потребность в которых возникла вследствие непреодолимой силы)"; "обусловленность закупки целями обеспечения безопасности (работы по мобилизационной подготовке в РФ)" <5>.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Льготы есть у родителей, супругов и детей (в том числе совершеннолетних) таких лиц, если мобилизованный, контрактник или доброволец (абз. 4, 7 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 17.2 Закона о мобилизационной подготовке, п. 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Льготы есть у родителей, супругов и детей (в том числе совершеннолетних) таких лиц, если мобилизованный, контрактник или доброволец (абз. 4, 7 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 17.2 Закона о мобилизационной подготовке, п. 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ):
Готовое решение: Как начислять амортизацию по основным средствам
(КонсультантПлюс, 2025)законсервированных и не используемых в деятельности организации объектов ОС, предназначенных для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации.
(КонсультантПлюс, 2025)законсервированных и не используемых в деятельности организации объектов ОС, предназначенных для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль11. УЧЕТ РАСХОДОВ НА МОБИЛИЗАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40 - 42, 46, 50 - 56, 58, 59, 63 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, поставка российского вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов, обеспечение деятельности госохраны и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40 - 42, 46, 50 - 56, 58, 59, 63 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, поставка российского вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов, обеспечение деятельности госохраны и т.д.