Микрофинансирование легализация доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Микрофинансирование легализация доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация оспаривает привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Организация оспаривает привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правоохранительная и правозащитная деятельность частных детективов и адвокатов по защите прав граждан в сфере получения услуг в микрофинансовых организациях
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 5)7. Бегеза В.В. Организация работы по противодействию незаконному выводу денежных средств, отмыванию доходов через микрофинансовые организации / В.В. Бегеза, С.В. Свистунов. // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. (RUDN Journal of Law). 2021. Т. 25. N 2. С. 685 - 699. DOI: 10.22363/2313-2337-2021-25-2-685-699.
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 5)7. Бегеза В.В. Организация работы по противодействию незаконному выводу денежных средств, отмыванию доходов через микрофинансовые организации / В.В. Бегеза, С.В. Свистунов. // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. (RUDN Journal of Law). 2021. Т. 25. N 2. С. 685 - 699. DOI: 10.22363/2313-2337-2021-25-2-685-699.
Вопрос: О запретах при осуществлении функций единоличного исполнительного органа и специального должностного лица МФО в части иностранного гражданства и замещения аналогичной должности в иной организации.
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/561)Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) не установлен запрет на осуществление функций единоличного исполнительного органа микрофинансовой организации (ЕИО МФО), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (СДЛ МФК), лицом, имеющим гражданство (подданство) иностранного государства, в том числе двойного или множественного гражданства (подданства), включая гражданство (подданство) иностранного государства, включенного в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/561)Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) не установлен запрет на осуществление функций единоличного исполнительного органа микрофинансовой организации (ЕИО МФО), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (СДЛ МФК), лицом, имеющим гражданство (подданство) иностранного государства, в том числе двойного или множественного гражданства (подданства), включая гражданство (подданство) иностранного государства, включенного в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера микрофинансовой компании, руководителя или главного бухгалтера филиала микрофинансовой компании, члена совета директоров (наблюдательного совета) микрофинансовой компании, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должно соответствовать требованиям к деловой репутации. Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера микрофинансовой компании, руководителя или главного бухгалтера филиала микрофинансовой компании, члена совета директоров (наблюдательного совета) микрофинансовой компании, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должно соответствовать требованиям к деловой репутации. Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:
Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. К микрофинансовым организациям, определенным пунктом 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", положения абзаца первого пункта 1.5-2, абзаца второго пункта 1.12-1, пункта 5.8-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции настоящего Федерального закона) и части 14 статьи 9 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" применяются с 1 марта 2027 года.
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. К микрофинансовым организациям, определенным пунктом 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", положения абзаца первого пункта 1.5-2, абзаца второго пункта 1.12-1, пункта 5.8-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции настоящего Федерального закона) и части 14 статьи 9 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" применяются с 1 марта 2027 года.
Вопрос: О приобретении статуса МФО организацией, осуществляющей деятельность по выдаче займов ИП и юрлицам на предпринимательские цели и привлечению денежных средств в виде займов.
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Кроме того, на микрофинансовые организации как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возложены определенные обязанности;
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Кроме того, на микрофинансовые организации как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возложены определенные обязанности;
Вопрос: Об источниках информации, используемых МФО при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в целях ПОД/ФТ/ЭД.
(Письмо Банка России от 01.11.2025 N 43-7-2/24936)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" микрофинансовые организации (МФО) до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, в том числе проверить действительность документа, удостоверяющего личность физического лица.
(Письмо Банка России от 01.11.2025 N 43-7-2/24936)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" микрофинансовые организации (МФО) до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, в том числе проверить действительность документа, удостоверяющего личность физического лица.
Статья: Некоторые налогово-правовые вопросы при добровольной ликвидации кредитной организации
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Аналогичный по содержанию подход должен быть применен к иным агентам финансового мониторинга, получившим данный статус в силу наличия лицензий (например, страховых организаций) или включения в реестры соответствующих видов финансовых институтов (например, микрофинансовые организации). Аналогично должен быть решен вопрос и относительно регуляторных ролей. Так, с момента аннулирования лицензии должны прекращаться лицензионные требования в части наличия регуляторных ролей, специальных должностных лиц, отчетности, включая руководителей подразделений внутреннего контроля и аудита, риск-менеджеров, ответственных сотрудников информационной безопасности, ответственных сотрудников по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Аналогичный по содержанию подход должен быть применен к иным агентам финансового мониторинга, получившим данный статус в силу наличия лицензий (например, страховых организаций) или включения в реестры соответствующих видов финансовых институтов (например, микрофинансовые организации). Аналогично должен быть решен вопрос и относительно регуляторных ролей. Так, с момента аннулирования лицензии должны прекращаться лицензионные требования в части наличия регуляторных ролей, специальных должностных лиц, отчетности, включая руководителей подразделений внутреннего контроля и аудита, риск-менеджеров, ответственных сотрудников информационной безопасности, ответственных сотрудников по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Статья: Корпоративный комплаенс: как много в этом слове...
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)<10> Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4662-У "О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации" (зарег. в Минюсте России 14.03.2018 N 50341) // Вестник Банка России. 2018. N 25.
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)<10> Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4662-У "О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации" (зарег. в Минюсте России 14.03.2018 N 50341) // Вестник Банка России. 2018. N 25.
Вопрос: О предоставлении информации в части организации внутреннего контроля в рамках ПОД/ФТ и учете клиентов организацией, осуществляющей микрофинансовую и факторинговую деятельность.
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/552)<2> Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/552)<2> Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Надзор за исполнением законов на финансовом рынке
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2021, N 1)Законодательство, регулирующее отношения в рассматриваемой сфере, многоотраслевое, что требует от прокуроров изучения значительного объема правовой базы. Основу правового регулирования в кредитно-банковской сфере составляют Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах", от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и др.
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2021, N 1)Законодательство, регулирующее отношения в рассматриваемой сфере, многоотраслевое, что требует от прокуроров изучения значительного объема правовой базы. Основу правового регулирования в кредитно-банковской сфере составляют Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах", от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и др.
Вопрос: О регулировании отношений, связанных с предоставлением микрофинансовой организацией кредита (займа), и мерах, направленных на повышение уровня защиты прав заемщиков - потребителей финансовых услуг.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 05-09-09/93610)Одновременно сообщаем, что микрофинансовые организации, в том числе осуществляющие выдачу "онлайн-займов", при заключении договора обязаны соблюдать порядок проведения идентификации (упрощенной идентификации) клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца) в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 05-09-09/93610)Одновременно сообщаем, что микрофинансовые организации, в том числе осуществляющие выдачу "онлайн-займов", при заключении договора обязаны соблюдать порядок проведения идентификации (упрощенной идентификации) клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца) в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Согласно пп. 15 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ <1> обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у микрофинансовой организации в отношении операций, совершаемых ее клиентами непосредственно в такой микрофинансовой организации.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Согласно пп. 15 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ <1> обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у микрофинансовой организации в отношении операций, совершаемых ее клиентами непосредственно в такой микрофинансовой организации.
Вопрос: О признании клиентами МФО юрлиц и ИП, с которыми МФО заключила с использованием инвестиционной платформы договор инвестирования, являющийся договором займа, в целях их идентификации в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 25.09.2025 N 43-7-2/22022)<1> Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Письмо Банка России от 25.09.2025 N 43-7-2/22022)<1> Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".