Межведомственная комиссия по противодействию легализации
Подборка наиболее важных документов по запросу Межведомственная комиссия по противодействию легализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Для целей межведомственной координации по линии ПОД/ФТ в России функционируют Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (далее - МРГ) и Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - МВК). При Росфинмониторинге, кроме того, работает Совет комплаенс.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Для целей межведомственной координации по линии ПОД/ФТ в России функционируют Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (далее - МРГ) и Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - МВК). При Росфинмониторинге, кроме того, работает Совет комплаенс.
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Координационные органы (комиссии) национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Основными площадками для реализации полномочий Росфинмониторинга по координации в национальной антиотмывочной системе являются межведомственные комиссии. В 2009 г. была создана Межведомственная комиссия по ПОД/ФТ, с 2016 г. получившая полномочия по противодействию ФРОМУ. Предлагаем дополнить ее состав должностными лицами Федерального казначейства России, которое не только осуществляет контрольно-надзорные функции за аудиторской деятельностью, но и реализует бюджетный мониторинг в системе казначейского сопровождения расходования бюджетных средств.
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Координационные органы (комиссии) национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Основными площадками для реализации полномочий Росфинмониторинга по координации в национальной антиотмывочной системе являются межведомственные комиссии. В 2009 г. была создана Межведомственная комиссия по ПОД/ФТ, с 2016 г. получившая полномочия по противодействию ФРОМУ. Предлагаем дополнить ее состав должностными лицами Федерального казначейства России, которое не только осуществляет контрольно-надзорные функции за аудиторской деятельностью, но и реализует бюджетный мониторинг в системе казначейского сопровождения расходования бюджетных средств.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.10.2025 N 774
"О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности"
(вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности")1. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности (далее - Межведомственная комиссия) является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных статьей 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" функций по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
"О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности"
(вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности")1. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности (далее - Межведомственная комиссия) является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных статьей 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" функций по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
Статья: Особенности участия государственных органов в делах, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ, в цивилистическом и административном судопроизводстве
(Кинсбурская В.А.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, при решении вопроса о принятии к производству иска физического или юридического лица к кредитной организации об оспаривании отказа в банковском обслуживании в связи с ПОД/ФТ/ФРОМУ суду необходимо учитывать содержание и пределы "отказных" полномочий, предоставленных кредитным организациям Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - Закон N 115-ФЗ), а также проверять соблюдение требования о досудебном обжаловании отказов в банковском обслуживании. На сегодняшний день досудебный порядок обжалования в межведомственной комиссии при Банке России является обязательным только в случаях отказа в банковском обслуживании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к группе с высоким уровнем риска как Банком России, так и самой кредитной организацией (п. 3 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ). Поэтому если истцом - субъектом предпринимательской деятельности в данной ситуации не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с кредитной организацией (если истец не обращался в межведомственную комиссию), то арбитражный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При несогласии с отказами в банковском обслуживании по иным основаниям (отказы в открытии счета или вклада либо в совершении операции субъектам предпринимательской деятельности, отнесенным к группе со средним уровнем риска, отказы "обычным" гражданам из-за обоснованных подозрений в ОД/ФТ и проч.) обращение в межведомственную комиссию при Банке России является факультативным, в связи с чем оставление судом искового заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка обжалования является незаконным.
(Кинсбурская В.А.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, при решении вопроса о принятии к производству иска физического или юридического лица к кредитной организации об оспаривании отказа в банковском обслуживании в связи с ПОД/ФТ/ФРОМУ суду необходимо учитывать содержание и пределы "отказных" полномочий, предоставленных кредитным организациям Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - Закон N 115-ФЗ), а также проверять соблюдение требования о досудебном обжаловании отказов в банковском обслуживании. На сегодняшний день досудебный порядок обжалования в межведомственной комиссии при Банке России является обязательным только в случаях отказа в банковском обслуживании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к группе с высоким уровнем риска как Банком России, так и самой кредитной организацией (п. 3 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ). Поэтому если истцом - субъектом предпринимательской деятельности в данной ситуации не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с кредитной организацией (если истец не обращался в межведомственную комиссию), то арбитражный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При несогласии с отказами в банковском обслуживании по иным основаниям (отказы в открытии счета или вклада либо в совершении операции субъектам предпринимательской деятельности, отнесенным к группе со средним уровнем риска, отказы "обычным" гражданам из-за обоснованных подозрений в ОД/ФТ и проч.) обращение в межведомственную комиссию при Банке России является факультативным, в связи с чем оставление судом искового заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка обжалования является незаконным.
Статья: Платформа "Знай своего клиента"
("Официальный сайт Банка России", 2024)В случае если высокий уровень риска присвоен клиенту и Банком России, и обслуживающим банком и к нему применяются ограничительные меры по антиотмывочному законодательству, оспаривать такое решение следует в межведомственной комиссии при Банке России. Если ее решение клиента не удовлетворит, он может обратиться в суд.
("Официальный сайт Банка России", 2024)В случае если высокий уровень риска присвоен клиенту и Банком России, и обслуживающим банком и к нему применяются ограничительные меры по антиотмывочному законодательству, оспаривать такое решение следует в межведомственной комиссии при Банке России. Если ее решение клиента не удовлетворит, он может обратиться в суд.
Статья: Новости от 04.10.2024
("Главная книга", 2024, N 20)Правда, эта опция доступна только тем компаниям, к которым их банк еще не применил ограничительные меры по "антиотмывочному" законодательству.
("Главная книга", 2024, N 20)Правда, эта опция доступна только тем компаниям, к которым их банк еще не применил ограничительные меры по "антиотмывочному" законодательству.
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)При противодействии нелегальной занятости важна слаженная координационная работа межведомственных и муниципальных рабочих групп в сфере легализации неформальной занятости.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)При противодействии нелегальной занятости важна слаженная координационная работа межведомственных и муниципальных рабочих групп в сфере легализации неформальной занятости.
Последние изменения: Исключение юрлица (в том числе недействующего) из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа
(КонсультантПлюс, 2025)юрлицо обратилось в межведомственную комиссию в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения им информации, указанной в абз. 1 п. 8 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, но межведомственная комиссия приняла решение о наличии оснований для применения к юрлицу ограничительных мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, а юрлицо не обжаловало указанное решение межведомственной комиссии в суде или обжаловало, но вступил в силу судебный акт об отказе в удовлетворении требований юрлица.
(КонсультантПлюс, 2025)юрлицо обратилось в межведомственную комиссию в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения им информации, указанной в абз. 1 п. 8 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, но межведомственная комиссия приняла решение о наличии оснований для применения к юрлицу ограничительных мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, а юрлицо не обжаловало указанное решение межведомственной комиссии в суде или обжаловало, но вступил в силу судебный акт об отказе в удовлетворении требований юрлица.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных ст. 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" функций по противодействию финансированию терроризма. Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными органами и организациями.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных ст. 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" функций по противодействию финансированию терроризма. Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными органами и организациями.
Последние изменения: Прекращение деятельности ИП
(КонсультантПлюс, 2025)ИП обратился в межведомственную комиссию в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения им информации, указанной в абз. 1 п. 8 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, но межведомственная комиссия приняла решение о наличии оснований для применения к ИП ограничительных мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, а ИП не обжаловал указанное решение межведомственной комиссии в суде или обжаловал, но вступил в силу судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)ИП обратился в межведомственную комиссию в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения им информации, указанной в абз. 1 п. 8 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, но межведомственная комиссия приняла решение о наличии оснований для применения к ИП ограничительных мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, а ИП не обжаловал указанное решение межведомственной комиссии в суде или обжаловал, но вступил в силу судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП.
Статья: Новые поводы исключить компанию или ИП из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)- банк присвоит компании/ИП высокую степень риска по "антиотмывочному" Закону, а юрлицо, соответственно, не обжалует его в межведомственную комиссию или обжалует, но получит отказ <2>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)- банк присвоит компании/ИП высокую степень риска по "антиотмывочному" Закону, а юрлицо, соответственно, не обжалует его в межведомственную комиссию или обжалует, но получит отказ <2>.
Статья: Оспариваем отказ банка в заключении договора или проведении операции
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)<1> Пункты 13.5 - 13.6 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)<1> Пункты 13.5 - 13.6 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Информация: Проверить добросовестность бизнеса на платформе "Знай своего клиента" можно с 1 октября 2024 года
("Официальный сайт Банка России", 2024)Если компания или ИП не согласны с тем, что находятся в "красной зоне" на платформе ЗСК, они вправе обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре такого решения. Важно отметить, что это могут сделать только те клиенты, к которым их банк не применил ограничительные меры по "антиотмывочному" законодательству. Если же такие меры уже применяются, компания или ИП, как и раньше, могут обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России через интернет-приемную.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Если компания или ИП не согласны с тем, что находятся в "красной зоне" на платформе ЗСК, они вправе обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре такого решения. Важно отметить, что это могут сделать только те клиенты, к которым их банк не применил ограничительные меры по "антиотмывочному" законодательству. Если же такие меры уже применяются, компания или ИП, как и раньше, могут обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России через интернет-приемную.