Методика юридическая техника
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика юридическая техника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах современной методологии юридических (цивилистических) наук
(Андреев Ю.Н.)
("Цивилист", 2024, N 2)По моему мнению, научная методология в широком смысле - это универсальное учение (теория) о методах (способах, приемах, средствах, принципах) научно-теоретического и практического познания окружающего нас мира. Методология юридических (цивилистических) наук - это система научных знаний о способах, приемах и средствах (методах) научно-юридического познания. Предметом методологии цивилистических наук являются не только познавательные методы, но и уровни, формы, стадии, этапы, процедуры научно-юридического (цивилистического) познания, порядок применения конкретных методов познания, обеспечение научно обоснованной организации проведения конкретных цивилистических исследований, их методика и юридическая техника, теоретический анализ эффективности используемых методов на практике, оказание методологической помощи в прогнозировании дальнейших научных исследований и их результатов.
(Андреев Ю.Н.)
("Цивилист", 2024, N 2)По моему мнению, научная методология в широком смысле - это универсальное учение (теория) о методах (способах, приемах, средствах, принципах) научно-теоретического и практического познания окружающего нас мира. Методология юридических (цивилистических) наук - это система научных знаний о способах, приемах и средствах (методах) научно-юридического познания. Предметом методологии цивилистических наук являются не только познавательные методы, но и уровни, формы, стадии, этапы, процедуры научно-юридического (цивилистического) познания, порядок применения конкретных методов познания, обеспечение научно обоснованной организации проведения конкретных цивилистических исследований, их методика и юридическая техника, теоретический анализ эффективности используемых методов на практике, оказание методологической помощи в прогнозировании дальнейших научных исследований и их результатов.
Статья: Индивидуальные правовые предписания как средства юридической техники
(Ходукин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Общей задачей юридической техники является рационализация правового регулирования. Как отмечает Т.В. Петрова, "юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным" <1>. Современная юридическая техника обладает широким набором правил, приемов, средств и методик, что делает возможным назвать ее особым технологическим инструментарием правового регулирования. Важную технологическую роль в сфере юридической техники играют индивидуальные правовые предписания. Индивидуальные (ненормативные) правовые предписания адаптируют общие правила к отдельному фактическому составу правоотношения и являются средством индивидуального регулирования. Следует согласиться с выводом С.Г. Краснояружского, что "индивидуальное правовое регулирование - это форма правового регулирования, сущность которого заключается в упорядочивающем воздействии на общественные отношения при помощи ненормативных юридических средств" <2>.
(Ходукин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Общей задачей юридической техники является рационализация правового регулирования. Как отмечает Т.В. Петрова, "юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным" <1>. Современная юридическая техника обладает широким набором правил, приемов, средств и методик, что делает возможным назвать ее особым технологическим инструментарием правового регулирования. Важную технологическую роль в сфере юридической техники играют индивидуальные правовые предписания. Индивидуальные (ненормативные) правовые предписания адаптируют общие правила к отдельному фактическому составу правоотношения и являются средством индивидуального регулирования. Следует согласиться с выводом С.Г. Краснояружского, что "индивидуальное правовое регулирование - это форма правового регулирования, сущность которого заключается в упорядочивающем воздействии на общественные отношения при помощи ненормативных юридических средств" <2>.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 31.08.2023 N 222
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Цель настоящих Методических указаний состоит в обеспечении высокого качества подготовки актов путем соблюдения единообразия в их оформлении и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Цель настоящих Методических указаний состоит в обеспечении высокого качества подготовки актов путем соблюдения единообразия в их оформлении и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
Статья: Вопросы организации систематизации законодательства в судах
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 1)<8> Баранов В.М. О качестве изложения проблем юридической техники в вузовской учебно-методической литературе по теории государства и права постсоветского периода // Очерки техники правотворчества. Избранные труды. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. С. 333.
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 1)<8> Баранов В.М. О качестве изложения проблем юридической техники в вузовской учебно-методической литературе по теории государства и права постсоветского периода // Очерки техники правотворчества. Избранные труды. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. С. 333.
Статья: Юридическое письмо у них и у нас
(Янковский Р.М.)
("Закон", 2023, N 1)Исследована текущая ситуация с преподаванием письменных навыков юриста в России. Описана модель преподавания дисциплины "юридическое письмо" (legal writing) в американских юридических школах, установлены различия в организации, методике и программах преподавания. Даны предложения по внедрению юридического письма в программы российских вузов, определен план дальнейших действий.
(Янковский Р.М.)
("Закон", 2023, N 1)Исследована текущая ситуация с преподаванием письменных навыков юриста в России. Описана модель преподавания дисциплины "юридическое письмо" (legal writing) в американских юридических школах, установлены различия в организации, методике и программах преподавания. Даны предложения по внедрению юридического письма в программы российских вузов, определен план дальнейших действий.
Статья: Систематизация обязательных требований: современное состояние и пути совершенствования
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)5. Маршакова Н.Н. Юридическая техника: понятие, виды, средства, основные функции и значение / Н.Н. Маршакова // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 52 - 59.
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)5. Маршакова Н.Н. Юридическая техника: понятие, виды, средства, основные функции и значение / Н.Н. Маршакова // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 52 - 59.
Статья: Примечания к нормам уголовного закона: проблемы легального толкования
(Густова Э.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Тихонова С.С. Юридическая техника в уголовном праве: курс лекций. Н. Новгород: Деком, 2008. 244 с.
(Густова Э.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Тихонова С.С. Юридическая техника в уголовном праве: курс лекций. Н. Новгород: Деком, 2008. 244 с.
Статья: Правоприменение сотрудниками уголовно-исполнительной системы: вопросы теории и практики
(Кутуев Э.К., Шувалова М.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Подводя некий итог всему вышенаписанному, отметим, что создание систематизированного нормативного правового акта, отражающего все меры пробации и инструменты пробации, необходимо для более четкого и слаженного взаимодействия по ресоциализации и социальной адаптации, социальной реабилитации, применяемой в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Особое значение имеет положение законопроекта об оказании помощи в последующем трудоустройстве, получении профессионального образования, создании, таким образом, условий конкурирующего рынка для тех, кто был на различное время отстранен от жизни в обществе. Важным инструментом в рассматриваемом Законе также можно считать создание индивидуальной программы, включающей в себя меры правового и иного характера. Проблемой при этом остается само определение индивидуальной программы, содержащейся в п. 11 ст. 5 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации". Так, не совсем понятен вопрос, связанный с иными мерами, под которыми можно понимать дополнительные меры по ресоциализации, например, включающие педагогические, социально-экономические меры. Слишком обширное наименование "иные меры" может подразумевать формальный подход при реализации. Безусловно, создание системы пробации - это давно назревшая необходимость, а комплексная работа Минюста, Минтруда, ФСИН, МВД, иных представителей органов исполнительной власти на местах будет содействовать эффективной помощи лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. В связи с созданием целой системы под названием "пробация" вышерассмотренный Федеральный закон будет в любом случае в плане юридической техники дорабатываться в процессе его использования.
(Кутуев Э.К., Шувалова М.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Подводя некий итог всему вышенаписанному, отметим, что создание систематизированного нормативного правового акта, отражающего все меры пробации и инструменты пробации, необходимо для более четкого и слаженного взаимодействия по ресоциализации и социальной адаптации, социальной реабилитации, применяемой в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Особое значение имеет положение законопроекта об оказании помощи в последующем трудоустройстве, получении профессионального образования, создании, таким образом, условий конкурирующего рынка для тех, кто был на различное время отстранен от жизни в обществе. Важным инструментом в рассматриваемом Законе также можно считать создание индивидуальной программы, включающей в себя меры правового и иного характера. Проблемой при этом остается само определение индивидуальной программы, содержащейся в п. 11 ст. 5 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации". Так, не совсем понятен вопрос, связанный с иными мерами, под которыми можно понимать дополнительные меры по ресоциализации, например, включающие педагогические, социально-экономические меры. Слишком обширное наименование "иные меры" может подразумевать формальный подход при реализации. Безусловно, создание системы пробации - это давно назревшая необходимость, а комплексная работа Минюста, Минтруда, ФСИН, МВД, иных представителей органов исполнительной власти на местах будет содействовать эффективной помощи лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. В связи с созданием целой системы под названием "пробация" вышерассмотренный Федеральный закон будет в любом случае в плане юридической техники дорабатываться в процессе его использования.
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)8. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2011. 496 с.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)8. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2011. 496 с.
Статья: Конкретизация правовой нормы посредством технико-юридической оговорки (на примере словосочетания "в случае")
(Репьев А.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Баранов В.М. Примечания в праве // Юридическая техника: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. М. Баранова. М., 2016.
(Репьев А.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Баранов В.М. Примечания в праве // Юридическая техника: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. М. Баранова. М., 2016.
Статья: Особенности реализации механизма принудительного лицензирования и иных механизмов ограничения прав правообладателей в сфере охраны лекарственных средств
(Паземова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В ст. 1360 ГК РФ предусматривалось право Правительства РФ разрешать использование изобретения, полезной модели, промышленного образца при отсутствии согласия на такое использование правообладателя. Такое разрешение, согласно статье в прежней редакции, могло быть выдано в интересах обороны и безопасности страны, при этом необходимо уведомить правообладателя в кратчайший срок и выплатить ему соразмерную компенсацию. В текущей редакции ст. 1360 право Правительства РФ принять соответствующее решение возникает "в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан". Кроме того, в статью добавлен второй пункт, предусматривающий наличие специальной методики определения размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю (методика утверждается Правительством РФ) <8>. Примечательно, что в измененной редакции ст. 1360 ГК РФ применены иные правила и приемы юридической техники. В частности, право Правительства РФ "разрешать использование" теперь заменено иной формулировкой: Правительство РФ теперь вправе "принять решение об использовании".
(Паземова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В ст. 1360 ГК РФ предусматривалось право Правительства РФ разрешать использование изобретения, полезной модели, промышленного образца при отсутствии согласия на такое использование правообладателя. Такое разрешение, согласно статье в прежней редакции, могло быть выдано в интересах обороны и безопасности страны, при этом необходимо уведомить правообладателя в кратчайший срок и выплатить ему соразмерную компенсацию. В текущей редакции ст. 1360 право Правительства РФ принять соответствующее решение возникает "в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан". Кроме того, в статью добавлен второй пункт, предусматривающий наличие специальной методики определения размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю (методика утверждается Правительством РФ) <8>. Примечательно, что в измененной редакции ст. 1360 ГК РФ применены иные правила и приемы юридической техники. В частности, право Правительства РФ "разрешать использование" теперь заменено иной формулировкой: Правительство РФ теперь вправе "принять решение об использовании".
Статья: Некоторые проблемы муниципального правотворчества
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)1) нехваткой специалистов в области правотворчества (особенно в сельских поселениях), которая впоследствии выражается в низком качестве муниципальных правовых актов с точки зрения юридической техники;
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)1) нехваткой специалистов в области правотворчества (особенно в сельских поселениях), которая впоследствии выражается в низком качестве муниципальных правовых актов с точки зрения юридической техники;
Статья: Некоторые закономерности правотворчества
(Серков П.П.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)<37> Тогда, скорее всего, и представления о "технической" стороне правотворчества будут в значительной степени изменяться. Подробнее см.: Морозова Л.А. Юридическая техника (Обзор материалов научно методического семинара) // Государство и право. 2000. N 11, 12; Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 9 - 17; Иванюк О.А. Качество закона и проблемы юридической техники (обзор науч.-практ. конф.) // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 150 - 162; Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 25 - 35; Чуева А.В. Понятие законодательной техники и круг компонентов законодательной техники // Современное общество и право. 2014. N 1. С. 109 - 112. Обращает на себя внимание, что в приведенных источниках качество правовых норм не связывается с соотношением прав и обязанностей.
(Серков П.П.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)<37> Тогда, скорее всего, и представления о "технической" стороне правотворчества будут в значительной степени изменяться. Подробнее см.: Морозова Л.А. Юридическая техника (Обзор материалов научно методического семинара) // Государство и право. 2000. N 11, 12; Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 9 - 17; Иванюк О.А. Качество закона и проблемы юридической техники (обзор науч.-практ. конф.) // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 150 - 162; Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 25 - 35; Чуева А.В. Понятие законодательной техники и круг компонентов законодательной техники // Современное общество и право. 2014. N 1. С. 109 - 112. Обращает на себя внимание, что в приведенных источниках качество правовых норм не связывается с соотношением прав и обязанностей.