Методическое руководство по проведению экспертизы транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Методическое руководство по проведению экспертизы транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2023 по делу N 88-2490/2023 (УИД 37RS0012-01-2021-002911-70)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что страховое возмещение выплачено не в полном объеме.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Доводы представителя истца относительно наличия нарушений Единой методики, а также методов проведения исследований ИП ФИО13, судебная коллегия сочла несостоятельными, поскольку эксперт не лишен возможности проведения исследования видеозаписи ДТП путем ее просмотра для выводов относительно направления движений автомобиля и обстоятельств ДТП, равно как и всех иных материалов дела, предоставленных в материалы дела, каких-либо специальных познаний в области исследования видеозаписи эксперту для этого не требуется. Факт руководства экспертом при ответе на вопросы судебной коллегией помимо Единой методики также Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств, утв. в 2018 году ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, а также научной литературой, не влечет признание заключения эксперта недопустимым доказательством.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что страховое возмещение выплачено не в полном объеме.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Доводы представителя истца относительно наличия нарушений Единой методики, а также методов проведения исследований ИП ФИО13, судебная коллегия сочла несостоятельными, поскольку эксперт не лишен возможности проведения исследования видеозаписи ДТП путем ее просмотра для выводов относительно направления движений автомобиля и обстоятельств ДТП, равно как и всех иных материалов дела, предоставленных в материалы дела, каких-либо специальных познаний в области исследования видеозаписи эксперту для этого не требуется. Факт руководства экспертом при ответе на вопросы судебной коллегией помимо Единой методики также Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств, утв. в 2018 году ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, а также научной литературой, не влечет признание заключения эксперта недопустимым доказательством.
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 18 "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков" Закона РФ "О защите прав потребителей"
(Р.Б. Касенов)По результатам судебной автотехнической экспертизы было установлено наличие неисправности системы подушек безопасности ТС. В соответствии с Методическим руководством "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" РФЦСЭ Министерства юстиции РФ и проведенным экспертами исследованием указанные дефекты в системе подушек безопасности являются устранимыми и не являются существенными (п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Учитывая изложенное, суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной за товар суммы.
(Р.Б. Касенов)По результатам судебной автотехнической экспертизы было установлено наличие неисправности системы подушек безопасности ТС. В соответствии с Методическим руководством "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" РФЦСЭ Министерства юстиции РФ и проведенным экспертами исследованием указанные дефекты в системе подушек безопасности являются устранимыми и не являются существенными (п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Учитывая изложенное, суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной за товар суммы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная экспертиза: типичные ошибки"
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"; Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 24 февраля 2011 г., рег. N 19930); Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом России 10 декабря 1998 г.); Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р-03112194-0377-98 (утв. Минтрансом России 15 декабря 1998 г.); Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 4 июня 1998 г., согл. с МЮ РФ N 13-67 от 25 февраля 1998 г.); Определение стоимости затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств (методическое руководство для экспертов). СПб.: СЗРЦСЭ МЮ РФ, 2001; Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство для судебных экспертов). М.: ГУ РФЦСЭ МЮ РФ, 2007; методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М.: Компания "Автополис-Плюс", 2005; Методика по определению величины затрат на проведение восстановительного ремонта ТС в целях определения величины ущерба. М.: РСА, 2008; и др.
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"; Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 24 февраля 2011 г., рег. N 19930); Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом России 10 декабря 1998 г.); Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р-03112194-0377-98 (утв. Минтрансом России 15 декабря 1998 г.); Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 4 июня 1998 г., согл. с МЮ РФ N 13-67 от 25 февраля 1998 г.); Определение стоимости затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств (методическое руководство для экспертов). СПб.: СЗРЦСЭ МЮ РФ, 2001; Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство для судебных экспертов). М.: ГУ РФЦСЭ МЮ РФ, 2007; методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М.: Компания "Автополис-Плюс", 2005; Методика по определению величины затрат на проведение восстановительного ремонта ТС в целях определения величины ущерба. М.: РСА, 2008; и др.
Статья: ОСАГО - неутешительная картина с нерадующей перспективой
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)14. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М., 2005.
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)14. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М., 2005.
Нормативные акты
"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов"
(ред. от 22.01.2015)5.2.3. Расчет эксплуатационного износа для автобусов и грузовых автомобилей рекомендуется проводить согласно методическому руководству Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001 МР/СЭ. - М., НИИАТ, РФЦСЭ, ЭКЦ МВД России, НПСО "Объединение транспортных экспертов", 2005 с учетом п. 5.2.17.
(ред. от 22.01.2015)5.2.3. Расчет эксплуатационного износа для автобусов и грузовых автомобилей рекомендуется проводить согласно методическому руководству Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001 МР/СЭ. - М., НИИАТ, РФЦСЭ, ЭКЦ МВД России, НПСО "Объединение транспортных экспертов", 2005 с учетом п. 5.2.17.
Вопрос: Правомерен ли отказ в страховой выплате по договору ОСАГО, если оценщик при определении стоимости ремонта автомобиля использовал Руководство (методику), не прошедшее регистрацию в Минюсте России (например, Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98))?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 (далее - Правила).
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 (далее - Правила).
"Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Научно-практическое пособие"
(Сокол П.В.)
("Деловой двор", 2013)Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98. Государственный научный центр НАМИ;
(Сокол П.В.)
("Деловой двор", 2013)Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98. Государственный научный центр НАМИ;
"Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(постатейный)
(Сокол П.В.)
("Юстицинформ", 2007)Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98. Государственный научный центр НАМИ;
(постатейный)
(Сокол П.В.)
("Юстицинформ", 2007)Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98. Государственный научный центр НАМИ;
Статья: Методика с перекосами
(Ханжин М.)
("Современные страховые технологии", 2014, N 2)- Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств". Данный документ включает в себя Правила организации и проведения НЭ по ОСАГО и наделяет Минтранс России полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти в области организации НЭ. Кроме разработки порядка аттестации и обучения экспертов-техников, на Минтранс совместно с Минюстом и МВД в соответствии с этим Постановлением возложены функции по методическому и информационному обеспечению проведения независимой технической экспертизы транспортных средств;
(Ханжин М.)
("Современные страховые технологии", 2014, N 2)- Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств". Данный документ включает в себя Правила организации и проведения НЭ по ОСАГО и наделяет Минтранс России полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти в области организации НЭ. Кроме разработки порядка аттестации и обучения экспертов-техников, на Минтранс совместно с Минюстом и МВД в соответствии с этим Постановлением возложены функции по методическому и информационному обеспечению проведения независимой технической экспертизы транспортных средств;
Статья: Существенные недостатки в автомобиле: особенности законодательства и судебной практики о защите прав потребителей
(Борисов И.А.)
("Право и экономика", 2008, N 12)При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты.
(Борисов И.А.)
("Право и экономика", 2008, N 12)При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты.