Методические рекомендации исследование автомототранспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Методические рекомендации исследование автомототранспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.04.2023 N 33-7486/2023 (УИД 78RS0002-01-2022-001805-96)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, взыскании расходов на оценку.
Обстоятельства: Ущерб, причиненный в результате ДТП, истец полагает возможным взыскать с ответчика, признанного виновником аварии, обязательная автогражданская ответственность которого не была застрахована.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Суд первой инстанции, изучив и оценив представленное стороной истца экспертное заключение ООО "Движение" в соответствии с требованиями положений ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, посчитал необходимым принять указанное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку данное заключение содержит мотивированные, обоснованные, непротиворечивые выводы, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; эксперт П., составлявшая заключение, имеет высшее техническое образование, квалификацию эксперта-техника, не является лицом, заинтересованным в исходе дела. При проведении экспертного исследования экспертом использовались необходимые нормативные акты, методические рекомендации для судебных экспертов "исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки". Указанное экспертное заключение не опровергнуто стороной ответчика путем надлежащих средств доказывания.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, взыскании расходов на оценку.
Обстоятельства: Ущерб, причиненный в результате ДТП, истец полагает возможным взыскать с ответчика, признанного виновником аварии, обязательная автогражданская ответственность которого не была застрахована.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Суд первой инстанции, изучив и оценив представленное стороной истца экспертное заключение ООО "Движение" в соответствии с требованиями положений ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, посчитал необходимым принять указанное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку данное заключение содержит мотивированные, обоснованные, непротиворечивые выводы, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; эксперт П., составлявшая заключение, имеет высшее техническое образование, квалификацию эксперта-техника, не является лицом, заинтересованным в исходе дела. При проведении экспертного исследования экспертом использовались необходимые нормативные акты, методические рекомендации для судебных экспертов "исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки". Указанное экспертное заключение не опровергнуто стороной ответчика путем надлежащих средств доказывания.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 12-КГ21-1-К6, 2-1231/2019
Требование: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.
Обстоятельства: По договору цессии к истцу перешло право на возмещение стоимости восстановительного ремонта, приходящейся на долю износа транспортного средства, которое было повреждено в результате ДТП.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку доказательств, подтверждающих возможность восстановления поврежденного автомобиля без использования новых запасных частей, не представлено; в данном случае правоотношения вытекают из деликтных обязательств, а не в рамках Закона об ОСАГО, где применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.Поскольку в данном случае правоотношения вытекают из деликтных обязательств, а не в рамках Закона об ОСАГО, где применяется Единая методика, учитывая право потерпевшего на полное возмещение убытков, суд при определении размера убытков обоснованно принял за стоимость восстановительного ремонта сумму в размере 49 904 руб. 54 коп., определенную экспертом исходя из Методических рекомендаций для судебных экспертов "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" без учета снижения стоимости заменяемых запасных частей вследствие их износа.
Требование: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.
Обстоятельства: По договору цессии к истцу перешло право на возмещение стоимости восстановительного ремонта, приходящейся на долю износа транспортного средства, которое было повреждено в результате ДТП.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку доказательств, подтверждающих возможность восстановления поврежденного автомобиля без использования новых запасных частей, не представлено; в данном случае правоотношения вытекают из деликтных обязательств, а не в рамках Закона об ОСАГО, где применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.Поскольку в данном случае правоотношения вытекают из деликтных обязательств, а не в рамках Закона об ОСАГО, где применяется Единая методика, учитывая право потерпевшего на полное возмещение убытков, суд при определении размера убытков обоснованно принял за стоимость восстановительного ремонта сумму в размере 49 904 руб. 54 коп., определенную экспертом исходя из Методических рекомендаций для судебных экспертов "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" без учета снижения стоимости заменяемых запасных частей вследствие их износа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(постатейный)
(Аверина К.Н., Подкатилина М.Л., Шамаев Г.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Так, например, для определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств и внедрения методики проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ были разработаны соответствующие методические рекомендации "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов".
(постатейный)
(Аверина К.Н., Подкатилина М.Л., Шамаев Г.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Так, например, для определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств и внедрения методики проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ были разработаны соответствующие методические рекомендации "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов".
"Судебная экспертиза: типичные ошибки"
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"; Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 24 февраля 2011 г., рег. N 19930); Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом России 10 декабря 1998 г.); Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р-03112194-0377-98 (утв. Минтрансом России 15 декабря 1998 г.); Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 4 июня 1998 г., согл. с МЮ РФ N 13-67 от 25 февраля 1998 г.); Определение стоимости затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств (методическое руководство для экспертов). СПб.: СЗРЦСЭ МЮ РФ, 2001; Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство для судебных экспертов). М.: ГУ РФЦСЭ МЮ РФ, 2007; методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М.: Компания "Автополис-Плюс", 2005; Методика по определению величины затрат на проведение восстановительного ремонта ТС в целях определения величины ущерба. М.: РСА, 2008; и др.
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"; Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 24 февраля 2011 г., рег. N 19930); Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом России 10 декабря 1998 г.); Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения Р-03112194-0377-98 (утв. Минтрансом России 15 декабря 1998 г.); Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 4 июня 1998 г., согл. с МЮ РФ N 13-67 от 25 февраля 1998 г.); Определение стоимости затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств (методическое руководство для экспертов). СПб.: СЗРЦСЭ МЮ РФ, 2001; Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство для судебных экспертов). М.: ГУ РФЦСЭ МЮ РФ, 2007; методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. М.: Компания "Автополис-Плюс", 2005; Методика по определению величины затрат на проведение восстановительного ремонта ТС в целях определения величины ущерба. М.: РСА, 2008; и др.
Нормативные акты
<Письмо> ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 22.01.2015 N 23-301
<О Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства>2) Признать утратившим силу Приложение N 2 Методических рекомендаций "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки". - М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013, а также п. 4.2.4 Методических рекомендаций.
<О Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства>2) Признать утратившим силу Приложение N 2 Методических рекомендаций "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки". - М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013, а также п. 4.2.4 Методических рекомендаций.
Статья: ОСАГО - неутешительная картина с нерадующей перспективой
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)13. Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки: Методическое руководство для судебных экспертов. М.: Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ), 2008.
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)13. Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки: Методическое руководство для судебных экспертов. М.: Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ), 2008.
Статья: Особенности квалификации и расследования хищений автомототранспортных средств
(Мусеибов А.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В связи с этим следователи и дознаватели испытывают сложности при планировании и организации расследования хищений автомототранспорта и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам о преступлениях данной категории. Недостаточно разработанными являются и проблемы квалификации хищений автомототранспорта.
(Мусеибов А.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В связи с этим следователи и дознаватели испытывают сложности при планировании и организации расследования хищений автомототранспорта и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам о преступлениях данной категории. Недостаточно разработанными являются и проблемы квалификации хищений автомототранспорта.
Статья: Методика проверки исчисления и уплаты транспортного налога (Начало)
(Волчкова М.)
("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2008, N 7)После установления наличия транспортных средств по данным бюджетного учета, то есть их наличия на балансе учреждения, следующий шаг проверки - установление факта их регистрации. Для этого необходимо исследовать такие документы, как паспорт ТС и свидетельство о регистрации ТС. В случае отсутствия документов или сомнения в их достоверности можно направить запрос в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, перечень которых дан в п. п. 34 - 37 Методических рекомендаций.
(Волчкова М.)
("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2008, N 7)После установления наличия транспортных средств по данным бюджетного учета, то есть их наличия на балансе учреждения, следующий шаг проверки - установление факта их регистрации. Для этого необходимо исследовать такие документы, как паспорт ТС и свидетельство о регистрации ТС. В случае отсутствия документов или сомнения в их достоверности можно направить запрос в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, перечень которых дан в п. п. 34 - 37 Методических рекомендаций.