Местный референдум
Подборка наиболее важных документов по запросу Местный референдум (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 36. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 36. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<6> ЦИК РФ неоднократно утверждала временный порядок такого голосования. В настоящее время действует Постановление ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. "О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума" // Вестник ЦИК РФ. 2011. N 15.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<6> ЦИК РФ неоднократно утверждала временный порядок такого голосования. В настоящее время действует Постановление ЦИК РФ от 5 октября 2011 г. "О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума" // Вестник ЦИК РФ. 2011. N 15.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<13> Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 29 мая 2023 г.) положения об избирательных комиссиях муниципального образования исключены из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возлагаются на территориальные комиссии либо на участковую избирательную комиссию, действующую в границах этого муниципального образования. Соответственно, взаимодействие прокуратуры в данной области осуществляется с избирательными комиссиями низового звена системы избирательных комиссий Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, а также местного референдума.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<13> Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 29 мая 2023 г.) положения об избирательных комиссиях муниципального образования исключены из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возлагаются на территориальные комиссии либо на участковую избирательную комиссию, действующую в границах этого муниципального образования. Соответственно, взаимодействие прокуратуры в данной области осуществляется с избирательными комиссиями низового звена системы избирательных комиссий Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, а также местного референдума.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)УИК может также осуществлять иные полномочия, установленные законом. Например, обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Законом об основных гарантиях (п. 12 ст. 31 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", далее - Закон о выборах Госдумы), определяет необходимое количество переносных ящиков для проведения досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования (пп. 8 п. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", далее - Закон о референдуме), осуществляет полномочия ТИК, предусмотренные п. 9.1 ст. 26 Закона об основных гарантиях в случае исполнения полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (п. 7 ст. 27 Закона об основных гарантиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)УИК может также осуществлять иные полномочия, установленные законом. Например, обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Законом об основных гарантиях (п. 12 ст. 31 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", далее - Закон о выборах Госдумы), определяет необходимое количество переносных ящиков для проведения досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования (пп. 8 п. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", далее - Закон о референдуме), осуществляет полномочия ТИК, предусмотренные п. 9.1 ст. 26 Закона об основных гарантиях в случае исполнения полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (п. 7 ст. 27 Закона об основных гарантиях).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Решение, принятое на местном референдуме от 19 декабря 1999 г. "О принятии Устава Петропавловск-Камчатского городского округа" // Вести. 1999. 28 дек. N 190.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Решение, принятое на местном референдуме от 19 декабря 1999 г. "О принятии Устава Петропавловск-Камчатского городского округа" // Вести. 1999. 28 дек. N 190.
Статья: Конституционно-правовые принципы правовой защиты местного самоуправления
(Попова С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Раскрывая природу субъективного права граждан на местное самоуправление, профессор И.А. Умнова-Конюхова справедливо отмечает, что "субъективное право на местное самоуправление носит двойственную природу и является как правом человека и гражданина, так и правом коллектива-населения. Граждане индивидуально осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В то же время результаты их участия представлены в виде коллективной воли населения, положительный характер которой выявляется по принципу большинства (абсолютного или относительного)" <4>.
(Попова С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Раскрывая природу субъективного права граждан на местное самоуправление, профессор И.А. Умнова-Конюхова справедливо отмечает, что "субъективное право на местное самоуправление носит двойственную природу и является как правом человека и гражданина, так и правом коллектива-населения. Граждане индивидуально осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В то же время результаты их участия представлены в виде коллективной воли населения, положительный характер которой выявляется по принципу большинства (абсолютного или относительного)" <4>.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Парадигма регулирования, заложенная в основу реализуемой в настоящее время правовой политики в сфере местного самоуправления, базируется на понимании ответственности органов МС перед населением как одного из видов юридической ответственности, сопряженного с совершением противоправного деяния. Такой подход не предусматривает применения соответствующих мер в случаях утраты доверия в связи с невыполнением предвыборных обещаний, нарушением морально-этических норм и т.д. В этих ситуациях выразить свое отношение к деятельности конкретного депутата, выборного должностного лица жители муниципалитета могут посредством предусмотренных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении вне механизма привлечения к ответственности. Вместе с тем и здесь возможности ограничены: например, вопросы о прекращении или продлении срока полномочий органов МС, о приостановлении ими своих полномочий, об их персональном составе не могут быть вынесены на местный референдум, а периодичность проведения муниципальных выборов составляет несколько лет <7>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Парадигма регулирования, заложенная в основу реализуемой в настоящее время правовой политики в сфере местного самоуправления, базируется на понимании ответственности органов МС перед населением как одного из видов юридической ответственности, сопряженного с совершением противоправного деяния. Такой подход не предусматривает применения соответствующих мер в случаях утраты доверия в связи с невыполнением предвыборных обещаний, нарушением морально-этических норм и т.д. В этих ситуациях выразить свое отношение к деятельности конкретного депутата, выборного должностного лица жители муниципалитета могут посредством предусмотренных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении вне механизма привлечения к ответственности. Вместе с тем и здесь возможности ограничены: например, вопросы о прекращении или продлении срока полномочий органов МС, о приостановлении ими своих полномочий, об их персональном составе не могут быть вынесены на местный референдум, а периодичность проведения муниципальных выборов составляет несколько лет <7>.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в организации и проведении местных референдумов, собраний, конференций граждан;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в организации и проведении местных референдумов, собраний, конференций граждан;
Статья: О делегировании осуществления публичных дел местного самоуправления населению
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Как технология перераспределения управленческой нагрузки с целью привлечения новых идей и экономии бюджетных средств идея делегирования решения задач местного самоуправления населению выглядит достаточно привлекательной. Некоторая ассоциация здесь возникает с используемым в бизнесе механизмом краудсорсинга. При этом формами такого политического краудсорсинга в местном самоуправлении выступают различные формы консультативной (делиберативной, партисипативной) демократии. Разумеется, публичные формы осуществления местного самоуправления населением (местные референдумы, выборы, сходы граждан) в данном контексте рассматриваться не могут ввиду их самостоятельного, учредительного значения.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Как технология перераспределения управленческой нагрузки с целью привлечения новых идей и экономии бюджетных средств идея делегирования решения задач местного самоуправления населению выглядит достаточно привлекательной. Некоторая ассоциация здесь возникает с используемым в бизнесе механизмом краудсорсинга. При этом формами такого политического краудсорсинга в местном самоуправлении выступают различные формы консультативной (делиберативной, партисипативной) демократии. Разумеется, публичные формы осуществления местного самоуправления населением (местные референдумы, выборы, сходы граждан) в данном контексте рассматриваться не могут ввиду их самостоятельного, учредительного значения.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Системе муниципальных правовых актов посвящена ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <77>) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Системе муниципальных правовых актов посвящена ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <77>) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.