Меры воздействия к кредитным организациям
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры воздействия к кредитным организациям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Банки обязали раскрывать полную стоимость кредита. Как избежать падения спроса?
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)188.1. Будет ли рассмотрена возможность неприменения мер воздействия к кредитным организациям, не выполнившим требования нормативного правового регулирования в части информационной безопасности и защиты данных, по причинам, связанным с уходом иностранных вендоров с российского рынка?
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)188.1. Будет ли рассмотрена возможность неприменения мер воздействия к кредитным организациям, не выполнившим требования нормативного правового регулирования в части информационной безопасности и защиты данных, по причинам, связанным с уходом иностранных вендоров с российского рынка?
Нормативные акты
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 10.07.2020 N СЕ-2-1/2-20-БК
<По заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о разъяснении подпункта 4 пункта 2 статьи 67 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, пункта 62 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014), пунктов 3 и 15 Протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>Для гарантирования стабильности финансовой системы государства выработали специализированный режим - пруденциальный надзор, осуществляемый специализированными органами пруденциального надзора (в их числе может быть центральный банк). Он предполагает наблюдение за банками и небанковскими организациями, оказывающими различные финансовые услуги, применение предупредительных и принудительных мер воздействия к кредитным организациям-нарушителям, установление минимального размера риска для заемщика, нормативов достаточности собственных средств (капитала), отчетности и иных требований.
<По заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о разъяснении подпункта 4 пункта 2 статьи 67 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, пункта 62 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014), пунктов 3 и 15 Протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>Для гарантирования стабильности финансовой системы государства выработали специализированный режим - пруденциальный надзор, осуществляемый специализированными органами пруденциального надзора (в их числе может быть центральный банк). Он предполагает наблюдение за банками и небанковскими организациями, оказывающими различные финансовые услуги, применение предупредительных и принудительных мер воздействия к кредитным организациям-нарушителям, установление минимального размера риска для заемщика, нормативов достаточности собственных средств (капитала), отчетности и иных требований.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Меры воздействия к кредитным организациям применяются Банком России в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и Инструкцией Банка России от 21 июня 2018 г. N 188-И "О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений, общего финансового состояния кредитной организации.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Меры воздействия к кредитным организациям применяются Банком России в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и Инструкцией Банка России от 21 июня 2018 г. N 188-И "О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений, общего финансового состояния кредитной организации.
Статья: Банковский надзор: отдельные проблемы существующей системы
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Связано это также и с низким уровнем открытости информации о текущей деятельности надзорного блока Банка России. Так, например, сведения о функционале надзорных подразделений Банка России содержатся во внутренних организационно-распорядительных документах Банка России, которые не подлежат размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Статистическая информация о допущенных кредитными организациями нарушениях, о примененных надзорным органом мерах воздействия за год также отнесена к вопросам внутренней деятельности Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ) и публикуется только в середине следующего года в составе Годового отчета. Причем указанная информация не может быть предоставлена даже в случае направления в Банк России обращения по данному вопросу. Таким образом, отсутствует возможность ознакомиться с большинством документов о текущей деятельности надзорного органа и составить полное представление о его компетенции, что, безусловно, ограничивает права поднадзорных субъектов. Для устранения данной проблемы необходимо размещать в открытом доступе более подробную информацию о планируемых и проведенных мероприятиях, о компетенции отдельных подразделений в структуре департаментов и т.п. Только осуществление Банком России активной информационной политики, раскрывающей и поясняющей планы и действия надзорного органа, может способствовать повышению информированности экономических субъектов и уровню их доверия к проводимым мероприятиям, а также стимулированию банков к прозрачному ведению бизнеса <6>.
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Связано это также и с низким уровнем открытости информации о текущей деятельности надзорного блока Банка России. Так, например, сведения о функционале надзорных подразделений Банка России содержатся во внутренних организационно-распорядительных документах Банка России, которые не подлежат размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Статистическая информация о допущенных кредитными организациями нарушениях, о примененных надзорным органом мерах воздействия за год также отнесена к вопросам внутренней деятельности Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ) и публикуется только в середине следующего года в составе Годового отчета. Причем указанная информация не может быть предоставлена даже в случае направления в Банк России обращения по данному вопросу. Таким образом, отсутствует возможность ознакомиться с большинством документов о текущей деятельности надзорного органа и составить полное представление о его компетенции, что, безусловно, ограничивает права поднадзорных субъектов. Для устранения данной проблемы необходимо размещать в открытом доступе более подробную информацию о планируемых и проведенных мероприятиях, о компетенции отдельных подразделений в структуре департаментов и т.п. Только осуществление Банком России активной информационной политики, раскрывающей и поясняющей планы и действия надзорного органа, может способствовать повышению информированности экономических субъектов и уровню их доверия к проводимым мероприятиям, а также стимулированию банков к прозрачному ведению бизнеса <6>.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)1. Банком России устанавливаются требования по совершению банковских операций, являющиеся обязанностями кредитных организаций перед государством, неисполнение которых не влияет на действительность сделок, а влечет только применение административных мер воздействия к кредитным организациям.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)1. Банком России устанавливаются требования по совершению банковских операций, являющиеся обязанностями кредитных организаций перед государством, неисполнение которых не влияет на действительность сделок, а влечет только применение административных мер воздействия к кредитным организациям.
Статья: Риски быстрого реагирования
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)"Необходимость осуществлять перестройку процессов потенциально может повлечь проявление операционного риска. И чем больше изменений в регулировании, тем выше вероятность ошибки, особенно в ситуации ограниченности времени и ресурсов для проведения адаптивных процедур, - заметила Вера Замигулова. - Очень помогает введение регулятором "моратория": неприменения мер воздействия к кредитным организациям за те или иные нарушения. Это позволяет в "боевом" режиме совершать операции, выявлять ошибки, которые далеко не всегда обнаруживаются при тестировании, производить доработку систем, а также задавать вопросы регулятору в целях подтверждения своего понимания того или иного аспекта нового нормативного акта в привязке к реальной ситуации и реальному событию".
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)"Необходимость осуществлять перестройку процессов потенциально может повлечь проявление операционного риска. И чем больше изменений в регулировании, тем выше вероятность ошибки, особенно в ситуации ограниченности времени и ресурсов для проведения адаптивных процедур, - заметила Вера Замигулова. - Очень помогает введение регулятором "моратория": неприменения мер воздействия к кредитным организациям за те или иные нарушения. Это позволяет в "боевом" режиме совершать операции, выявлять ошибки, которые далеко не всегда обнаруживаются при тестировании, производить доработку систем, а также задавать вопросы регулятору в целях подтверждения своего понимания того или иного аспекта нового нормативного акта в привязке к реальной ситуации и реальному событию".
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Ошибки в бухгалтерском учете - это риски, которые привели либо могут привести к событиям операционного риска вследствие применения к кредитной организации регуляторных мер воздействия либо вследствие предъявления претензий клиентами. Для того чтобы ошибки не стали реализовавшимися событиями операционного риска, необходимо построить систему, позволяющую предотвратить либо в максимально короткие сроки выявить и устранить недостоверные данные бухгалтерского учета и отчетности.
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Ошибки в бухгалтерском учете - это риски, которые привели либо могут привести к событиям операционного риска вследствие применения к кредитной организации регуляторных мер воздействия либо вследствие предъявления претензий клиентами. Для того чтобы ошибки не стали реализовавшимися событиями операционного риска, необходимо построить систему, позволяющую предотвратить либо в максимально короткие сроки выявить и устранить недостоверные данные бухгалтерского учета и отчетности.
Статья: Размещение бюджетных средств на банковских депозитах: некоторые проблемы регулирования
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Из приведенного краткого анализа банковского законодательства видно, что кредитная организация в рамках реализации процедур внутреннего контроля обязана анализировать все совершаемые операции и заключаемые сделки, не допуская совершения сделок, в которых ее клиент нарушает закон, тем самым исключая возникновение операционного, правового и репутационного рисков. В случае если кредитная организация допускает заключение депозитного договора с лицом, нарушающим статью 236 Бюджетного кодекса, то следует констатировать слабый уровень внутреннего контроля, низкое качество управления рисками, что является нарушением ранее указанных норм банковского законодательства в широком смысле этого термина. В связи с этим в результате проведения надзорных мероприятий со стороны Банка России кредитная организация может быть привлечена к ответственности на основании части 1 статьи 19 Закона о банках и банковской деятельности (общая норма) и статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая, являясь "суперсоставом", позволяет привлечь кредитную организацию к ответственности "за что угодно" в виде санкции (от предупреждения до отзыва лицензии). В этом случае к кредитной организации, скорее всего, будут применены предупредительные меры воздействия. Также возможно привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 15.26 КоАП РФ.
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Из приведенного краткого анализа банковского законодательства видно, что кредитная организация в рамках реализации процедур внутреннего контроля обязана анализировать все совершаемые операции и заключаемые сделки, не допуская совершения сделок, в которых ее клиент нарушает закон, тем самым исключая возникновение операционного, правового и репутационного рисков. В случае если кредитная организация допускает заключение депозитного договора с лицом, нарушающим статью 236 Бюджетного кодекса, то следует констатировать слабый уровень внутреннего контроля, низкое качество управления рисками, что является нарушением ранее указанных норм банковского законодательства в широком смысле этого термина. В связи с этим в результате проведения надзорных мероприятий со стороны Банка России кредитная организация может быть привлечена к ответственности на основании части 1 статьи 19 Закона о банках и банковской деятельности (общая норма) и статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая, являясь "суперсоставом", позволяет привлечь кредитную организацию к ответственности "за что угодно" в виде санкции (от предупреждения до отзыва лицензии). В этом случае к кредитной организации, скорее всего, будут применены предупредительные меры воздействия. Также возможно привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 15.26 КоАП РФ.