Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
Нормативные акты
"Перечень поручений по итогам встречи с представителями предпринимательского сообщества"
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Обзор: "Больше субъектов МСП смогут потребовать кредитные каникулы с 1 октября 2025 года"
(КонсультантПлюс, 2025)Ранее для малого и среднего бизнеса вводили временные и более адресные механизмы. Среди них каникулы для наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. То же касается меры поддержки ООО из одного мобилизованного участника - единственного единоличного исполнительного органа.
(КонсультантПлюс, 2025)Ранее для малого и среднего бизнеса вводили временные и более адресные механизмы. Среди них каникулы для наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. То же касается меры поддержки ООО из одного мобилизованного участника - единственного единоличного исполнительного органа.
Статья: Правовой инструментарий достижения сбалансированности бюджета: новые акценты и тренды
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<2> См. подроб.: Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. N 1. С. 3 - 9; Леднева Ю.В. Covid-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Финансовое право. 2022. N 1. С. 12 - 16.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<2> См. подроб.: Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. N 1. С. 3 - 9; Леднева Ю.В. Covid-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Финансовое право. 2022. N 1. С. 12 - 16.
Статья: Роль Банка России в обеспечении стабильности финансового рынка в условиях санкций недружественных государств
(Демченко М.В., Самохина А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 8)<9> Ручкина Г.Ф. Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. N 4. С. 7 - 12.
(Демченко М.В., Самохина А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 8)<9> Ручкина Г.Ф. Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. N 4. С. 7 - 12.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По данным мониторинга "Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса":
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По данным мониторинга "Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса":
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Пандемия коронавируса (COVID-2019) стала серьезным вызовом для человечества, сравнимым с 1945 годом, когда завершилась Вторая мировая война. Пандемия изменила социально-экономическое пространство в России: государство и общество находятся в новых реалиях. Затронуты и механизмы реализации основных прав и свобод человека. В статье рассматриваются возникшие в период пандемии проблемы реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Анализируются данные опроса Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей представителей бизнеса о самых актуальных проблемах. Обобщаются государственные меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в период пандемии. Предлагаются возможные пути устранения либо минимизации возникших проблем путем применения комплексных мер.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Пандемия коронавируса (COVID-2019) стала серьезным вызовом для человечества, сравнимым с 1945 годом, когда завершилась Вторая мировая война. Пандемия изменила социально-экономическое пространство в России: государство и общество находятся в новых реалиях. Затронуты и механизмы реализации основных прав и свобод человека. В статье рассматриваются возникшие в период пандемии проблемы реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Анализируются данные опроса Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей представителей бизнеса о самых актуальных проблемах. Обобщаются государственные меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в период пандемии. Предлагаются возможные пути устранения либо минимизации возникших проблем путем применения комплексных мер.