Меры под фт
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры под фт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банковский счет: Клиент хочет взыскать комиссию, списанную Банком при закрытии счета за непредставление запрашиваемых в рамках Закона о ПОД/ФТ документов
(КонсультантПлюс, 2025)3. Если Клиент доказывает, что у Банка не было оснований для запроса документов (применения мер по Закону о ПОД/ФТ):
(КонсультантПлюс, 2025)3. Если Клиент доказывает, что у Банка не было оснований для запроса документов (применения мер по Закону о ПОД/ФТ):
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"СТАТЬЯ 4 "МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Меры противодействия легализации (отмыванию) доходов,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Меры противодействия легализации (отмыванию) доходов,
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется круг лиц, на которых распространяются особенности исчисления времени для замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и отмены данных мер в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (31.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется круг лиц, на которых распространяются особенности исчисления времени для замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и отмены данных мер в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (31.01.2025)
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств - членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и т.д.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств - членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и т.д.
Вопрос: О заполнении страховой организацией ФЭС в части указания количества клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 26.06.2024 N 12-4-2/4536)Вопрос: Страховая организация просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
(Письмо Банка России от 26.06.2024 N 12-4-2/4536)Вопрос: Страховая организация просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при этом также предлагалось установить, что указанные нормативный акт Банка России и нормативный правовой акт Правительства РФ подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случае, если положения программы такого экспериментального правового режима затрагивают предусмотренные комментируемым Законом и обусловленные проведением идентификации или упрощенной идентификации клиентов требования в части изменения предельных размеров остатков электронных денежных средств, общих сумм переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца, предоставления денежных средств клиентов в целях увеличения остатков электронных денежных средств, перевода или иного использования остатков электронных денежных средств, привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента, в том числе являющегося платежным агрегатором, банковского платежного субагента, взаимодействия оператора по переводу денежных средств с иностранным поставщиком платежных услуг.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при этом также предлагалось установить, что указанные нормативный акт Банка России и нормативный правовой акт Правительства РФ подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случае, если положения программы такого экспериментального правового режима затрагивают предусмотренные комментируемым Законом и обусловленные проведением идентификации или упрощенной идентификации клиентов требования в части изменения предельных размеров остатков электронных денежных средств, общих сумм переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца, предоставления денежных средств клиентов в целях увеличения остатков электронных денежных средств, перевода или иного использования остатков электронных денежных средств, привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента, в том числе являющегося платежным агрегатором, банковского платежного субагента, взаимодействия оператора по переводу денежных средств с иностранным поставщиком платежных услуг.
Статья: Экономические меры противодействия легализации: анализ судебной практики
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)2.1. Меры, применяемые банками в рамках ПОД/ФТ
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)2.1. Меры, применяемые банками в рамках ПОД/ФТ
Статья: Блокируемые лица - новый вызов для финансовых организаций
(Горшкова Л.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)Как и в случае с реализацией мер в сфере ПОД/ФТ, реализация мер по блокированию не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за нарушение условий заключенного с ними договора.
(Горшкова Л.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)Как и в случае с реализацией мер в сфере ПОД/ФТ, реализация мер по блокированию не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за нарушение условий заключенного с ними договора.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Полагаем, что обмен сведениями об оценке степени (уровня) риска проведения подозрительных операций и обосновании ее присвоения противоречит установленному частью первой статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ запрету на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Полагаем, что обмен сведениями об оценке степени (уровня) риска проведения подозрительных операций и обосновании ее присвоения противоречит установленному частью первой статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ запрету на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Статья: Обзор практики ВС РФ за III квартал 2024 года: о самом важном для банков
(Саламатова А., Архипова Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 3)- приостановил исполнение постановления на основании п. 5 ст. 7.7 Закона о ПОД/ФТ <4>, устанавливающей меры, принимаемые кредитной организацией в случае отнесения клиента к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, поскольку до получения постановления банк получил от Банка России информацию об отнесении должника к указанной группе.
(Саламатова А., Архипова Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 3)- приостановил исполнение постановления на основании п. 5 ст. 7.7 Закона о ПОД/ФТ <4>, устанавливающей меры, принимаемые кредитной организацией в случае отнесения клиента к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, поскольку до получения постановления банк получил от Банка России информацию об отнесении должника к указанной группе.
Статья: Мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: актуальные вопросы
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)С учетом того что меры ПОД/ФТ неразрывно связаны с финансовыми рынками, которые в условиях экономической интеграции становятся наднациональными, вопросы создания интеграционных механизмов ПОД/ФТ приобретают первостепенное значение. Так, ученые обозначают общеевропейский подход к проблемам ПОД/ФТ и анализируют европейское законодательство в данной сфере [10], создание специализированных органов для контроля за отмыванием преступных доходов, среди которых Управление по борьбе с отмыванием денег (Anti-Money Laundering Authority (AMLA)). Последнее, по мнению исследователей, знаменует собой важную веху в институциональной структуре Европейского союза (ЕС) по обеспечению соблюдения правил ПОД/ФТ и наделено компетенцией надзорного органа, правомочно проводить расследования и применять санкции в случае нарушения требований [11]. Эксперты характеризуют новые подходы ЕС к борьбе с отмыванием денег и финансовыми преступлениями, основанные на существенных реформах 2021 года. Эти реформы отражают смену парадигмы с традиционных правовых норм уголовного права на более централизованную модель правоприменения в рамках интеграционного образования. Специфика новых подходов заключается, с одной стороны, в расширении стратегий по борьбе с отмыванием денег, с другой стороны, в перемещении бремени доказывания на подозреваемых в совершении незаконных транзакций [12].
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)С учетом того что меры ПОД/ФТ неразрывно связаны с финансовыми рынками, которые в условиях экономической интеграции становятся наднациональными, вопросы создания интеграционных механизмов ПОД/ФТ приобретают первостепенное значение. Так, ученые обозначают общеевропейский подход к проблемам ПОД/ФТ и анализируют европейское законодательство в данной сфере [10], создание специализированных органов для контроля за отмыванием преступных доходов, среди которых Управление по борьбе с отмыванием денег (Anti-Money Laundering Authority (AMLA)). Последнее, по мнению исследователей, знаменует собой важную веху в институциональной структуре Европейского союза (ЕС) по обеспечению соблюдения правил ПОД/ФТ и наделено компетенцией надзорного органа, правомочно проводить расследования и применять санкции в случае нарушения требований [11]. Эксперты характеризуют новые подходы ЕС к борьбе с отмыванием денег и финансовыми преступлениями, основанные на существенных реформах 2021 года. Эти реформы отражают смену парадигмы с традиционных правовых норм уголовного права на более централизованную модель правоприменения в рамках интеграционного образования. Специфика новых подходов заключается, с одной стороны, в расширении стратегий по борьбе с отмыванием денег, с другой стороны, в перемещении бремени доказывания на подозреваемых в совершении незаконных транзакций [12].