Меры направленные на противодействие легализации доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры направленные на противодействие легализации доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"СТАТЬЯ 4 "МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"СТАТЬЯ 4 "МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансовый мониторинг реализуется через меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, к таким мерам п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ относит:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансовый мониторинг реализуется через меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, к таким мерам п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ относит:
Статья: Виртуальные игорные заведения как инструмент отмывания денежных средств, полученных преступным путем
(Асланян Р.Г., Ханджян К.А.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Статья посвящена вопросам разработки уголовно-правовых мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем посредством использования информационных ресурсов, осуществляющих организацию и проведение азартных игр. Исследованы приговоры судов по ст. 174, 174.1 УК РФ, в которых виновные лица использовали возможности виртуальных игорных заведений в целях придания незаконным денежным средствам легального статуса. Помимо прочего, дана уголовно-правовая характеристика деяниям, нацеленным на внедрение криминальных финансовых активов в общий законный экономический поток с помощью их внесения в качестве депозита для игры в онлайн-казино. Выявлены проблемы квалификации этих преступлений. В статье проводится разграничение действий лица, совершившего легализацию денежных средств, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, посредством предоставления доступа к игровому аккаунту в виртуальном игорном заведении, по ст. 174, 174.1 и 187 УК РФ в разрезе принятия Федерального закона от 24 июня 2025 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации", предусматривающего установление уголовной ответственности за дропперство.
(Асланян Р.Г., Ханджян К.А.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Статья посвящена вопросам разработки уголовно-правовых мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем посредством использования информационных ресурсов, осуществляющих организацию и проведение азартных игр. Исследованы приговоры судов по ст. 174, 174.1 УК РФ, в которых виновные лица использовали возможности виртуальных игорных заведений в целях придания незаконным денежным средствам легального статуса. Помимо прочего, дана уголовно-правовая характеристика деяниям, нацеленным на внедрение криминальных финансовых активов в общий законный экономический поток с помощью их внесения в качестве депозита для игры в онлайн-казино. Выявлены проблемы квалификации этих преступлений. В статье проводится разграничение действий лица, совершившего легализацию денежных средств, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, посредством предоставления доступа к игровому аккаунту в виртуальном игорном заведении, по ст. 174, 174.1 и 187 УК РФ в разрезе принятия Федерального закона от 24 июня 2025 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации", предусматривающего установление уголовной ответственности за дропперство.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1180
"Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами"в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
"Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами"в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
Статья: Платформа цифрового рубля как объект финансово-правового регулирования
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели также обязаны пройти процедуру идентификации в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19> (далее - Закон N 115-ФЗ), получить сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре. Вместе с тем на момент написания настоящей работы в Законе N 115-ФЗ нет ни одного упоминания об операциях с цифровым рублем в качестве объекта контроля. отметить, что обсуждение соответствующих изменений уже идет. Предполагается, что Банк России будет самостоятельно следить за рисками отмывания доходов в цифровых рублях <20>, а следовательно, выполнять обязательную проверку каждой операции пользователя платформы в силу абз. 2 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и применять меры, направленные на противодействие легализации преступных доходов. В связи с этим возникает вопрос о возможности приостановления дистанционного доступа пользователя платформы, которое часто применяется кредитными организациями в рамках дистанционного банковского обслуживания при наличии подозрительного характера операции <21>. Так, в силу ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе приостановить проведение операции с безналичными денежными средствами и дистанционное банковское обслуживание при возникновении подозрения, что целью такой операции является легализация доходов, полученных преступным путем. При этом за банком не закрепляется обязанность давать пояснения о причинах такого приостановления.
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели также обязаны пройти процедуру идентификации в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19> (далее - Закон N 115-ФЗ), получить сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре. Вместе с тем на момент написания настоящей работы в Законе N 115-ФЗ нет ни одного упоминания об операциях с цифровым рублем в качестве объекта контроля. отметить, что обсуждение соответствующих изменений уже идет. Предполагается, что Банк России будет самостоятельно следить за рисками отмывания доходов в цифровых рублях <20>, а следовательно, выполнять обязательную проверку каждой операции пользователя платформы в силу абз. 2 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и применять меры, направленные на противодействие легализации преступных доходов. В связи с этим возникает вопрос о возможности приостановления дистанционного доступа пользователя платформы, которое часто применяется кредитными организациями в рамках дистанционного банковского обслуживания при наличии подозрительного характера операции <21>. Так, в силу ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе приостановить проведение операции с безналичными денежными средствами и дистанционное банковское обслуживание при возникновении подозрения, что целью такой операции является легализация доходов, полученных преступным путем. При этом за банком не закрепляется обязанность давать пояснения о причинах такого приостановления.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств, в том числе с учетом мировых стандартов в рамках рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств, в том числе с учетом мировых стандартов в рамках рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Статья: Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)С 2003 г. Российская Федерация является страной - участницей группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), профильной международной организацией, которая "устанавливает стандарты в отношении мер, направленных на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения" <4>. Членство России в группе означает как приведение национального законодательства в полное соответствие с рекомендациями ФАТФ, представляющими собой "свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране-участнице эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма" <5>, так и полное соблюдение последних. В то же время относить рекомендации к soft law позволяет то обстоятельство, что, принимая во внимание национальную специфику и особенности правовых систем стран-участниц, они наделены гибкостью в вопросе практического применения данных положений. На наш взгляд, особого внимания в контексте рассматриваемой темы заслуживает, например, рекомендация 12, посвященная публичным должностным лицам и сводящаяся к тому, что при их обращении за услугами в кредитные учреждения в их отношении должен проводиться особый контроль, а именно - использование соответствующих систем управления рисками, установление источника благосостояния, получение старшего руководства на установление деловых отношений и осуществление углубленного и постоянного мониторинга таких отношений <6>. Интерес данного положения состоит в том, что оно является одновременно и "антиотмывочной", и антикоррупционной мерой. Помимо имплементации в национальное законодательство данного правила, под влиянием рекомендаций ФАТФ также подвергся изменению отечественный подход в отношении контроля за деятельностью юридических лиц. В частности, как отмечено в исполнительном резюме отчета о взаимной оценке Российской Федерации, "требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юридических лиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности" <7>. Эти и другие значительные шаги вперед на пути укрепления национальной "антиотмывочной" политики нашей страны позволили ей в 2019 г. войти в пятерку стран, занимающих лидирующее положение по эффективности национальной "антиотмывочной" системы в мире. Наряду с этим сложно переоценить роль, которую играет Россия в развитии глобальной "антиотмывочной" сети в Евразийском регионе, будучи полноправным членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - одной из региональных групп по типу ФАТФ. С учетом сложившейся геополитической ситуации и соответствующего заявления группы "Об ограничении роли и влияния Российской Федерации в ФАТФ" наша страна не покидает ряды членов организации, продолжая исполнять установленные международные обязательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Более того, Федеральная служба по финансовому мониторингу "во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и частным сектором продолжит совершенствование национальной "антиотмывочной" системы, а также международное сотрудничество в соответствии со своими правовыми обязательствами и на основе принципа взаимности" <8>.
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)С 2003 г. Российская Федерация является страной - участницей группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), профильной международной организацией, которая "устанавливает стандарты в отношении мер, направленных на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения" <4>. Членство России в группе означает как приведение национального законодательства в полное соответствие с рекомендациями ФАТФ, представляющими собой "свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране-участнице эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма" <5>, так и полное соблюдение последних. В то же время относить рекомендации к soft law позволяет то обстоятельство, что, принимая во внимание национальную специфику и особенности правовых систем стран-участниц, они наделены гибкостью в вопросе практического применения данных положений. На наш взгляд, особого внимания в контексте рассматриваемой темы заслуживает, например, рекомендация 12, посвященная публичным должностным лицам и сводящаяся к тому, что при их обращении за услугами в кредитные учреждения в их отношении должен проводиться особый контроль, а именно - использование соответствующих систем управления рисками, установление источника благосостояния, получение старшего руководства на установление деловых отношений и осуществление углубленного и постоянного мониторинга таких отношений <6>. Интерес данного положения состоит в том, что оно является одновременно и "антиотмывочной", и антикоррупционной мерой. Помимо имплементации в национальное законодательство данного правила, под влиянием рекомендаций ФАТФ также подвергся изменению отечественный подход в отношении контроля за деятельностью юридических лиц. В частности, как отмечено в исполнительном резюме отчета о взаимной оценке Российской Федерации, "требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юридических лиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности" <7>. Эти и другие значительные шаги вперед на пути укрепления национальной "антиотмывочной" политики нашей страны позволили ей в 2019 г. войти в пятерку стран, занимающих лидирующее положение по эффективности национальной "антиотмывочной" системы в мире. Наряду с этим сложно переоценить роль, которую играет Россия в развитии глобальной "антиотмывочной" сети в Евразийском регионе, будучи полноправным членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - одной из региональных групп по типу ФАТФ. С учетом сложившейся геополитической ситуации и соответствующего заявления группы "Об ограничении роли и влияния Российской Федерации в ФАТФ" наша страна не покидает ряды членов организации, продолжая исполнять установленные международные обязательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Более того, Федеральная служба по финансовому мониторингу "во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и частным сектором продолжит совершенствование национальной "антиотмывочной" системы, а также международное сотрудничество в соответствии со своими правовыми обязательствами и на основе принципа взаимности" <8>.
Статья: О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Еще одним правовым средством обеспечения финансовой безопасности является финансовый мониторинг, содержание которого проявляется в системе мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Цель осуществления финансового мониторинга - выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, что позволит предотвратить внедрение преступных доходов в национальную экономику, в банковскую систему.
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Еще одним правовым средством обеспечения финансовой безопасности является финансовый мониторинг, содержание которого проявляется в системе мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Цель осуществления финансового мониторинга - выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, что позволит предотвратить внедрение преступных доходов в национальную экономику, в банковскую систему.