Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 59.2 "Увольнение в связи с утратой доверия" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Возможность расторжения служебного контракта, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения последним добровольно взятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц. В случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами, представитель нанимателя вправе определить конкретную меру дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством, в данном случае увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кодексы корпоративной этики транснациональных компаний: сравнительно-правовой анализ
(Касаткина А.С., Рудерман И.Ф.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Сложным является вопрос о механизмах привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение норм кодексов корпоративной этики. Так, в Кодексе Сбербанка указано, что соблюдение положений Кодекса принимается во внимание при проведении оценки персонала и принятии решений о карьерном продвижении. При наличии правовых оснований к сотрудникам, которые не выполняют своих обязанностей по соблюдению положений Кодекса, могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. А при несоблюдении требований законодательства, в том числе в области противодействия коррупции, неправомерного использования инсайдерской информации, нарушения банковской тайны, предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. Кодекс Сбербанка четко дифференцирует меры ответственности в зависимости от того, какие положения Кодекса нарушены работником, однако в нем не разъясняется, законодательство какой именно страны должно применяться, если будут нарушены нормы Кодекса в компании группы, находящейся в иностранной юрисдикции.
(Касаткина А.С., Рудерман И.Ф.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Сложным является вопрос о механизмах привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение норм кодексов корпоративной этики. Так, в Кодексе Сбербанка указано, что соблюдение положений Кодекса принимается во внимание при проведении оценки персонала и принятии решений о карьерном продвижении. При наличии правовых оснований к сотрудникам, которые не выполняют своих обязанностей по соблюдению положений Кодекса, могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. А при несоблюдении требований законодательства, в том числе в области противодействия коррупции, неправомерного использования инсайдерской информации, нарушения банковской тайны, предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. Кодекс Сбербанка четко дифференцирует меры ответственности в зависимости от того, какие положения Кодекса нарушены работником, однако в нем не разъясняется, законодательство какой именно страны должно применяться, если будут нарушены нормы Кодекса в компании группы, находящейся в иностранной юрисдикции.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<12> См.: Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<12> См.: Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
<Письмо> Минпромторга России от 27.06.2019 N 43087/01
"О размещении просветительских материалов в сфере противодействия коррупции для ознакомления"Во исполнение пункта 23 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 2884-р "Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 - 2020 годы" Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации подготовлен и размещен на официальном канале Министерства на видеохостинговом портале "YouTube" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" видеосеминар для руководителей и работников подведомственных Министерству организаций на тему: "Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции. Персональная ответственность за несоблюдение обязательных требований, ограничений и запретов". Указанный видеосеминар доступен по ссылке: https://youtu.be/EKf-Pa8rNwg.
"О размещении просветительских материалов в сфере противодействия коррупции для ознакомления"Во исполнение пункта 23 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 2884-р "Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 - 2020 годы" Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации подготовлен и размещен на официальном канале Министерства на видеохостинговом портале "YouTube" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" видеосеминар для руководителей и работников подведомственных Министерству организаций на тему: "Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции. Персональная ответственность за несоблюдение обязательных требований, ограничений и запретов". Указанный видеосеминар доступен по ссылке: https://youtu.be/EKf-Pa8rNwg.
Статья: Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения
(Григорьев И.В., Крипак М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2018, N 5)При анализе ст. 59.1 Закона N 79-ФЗ также возможно выделить признаки указанного правонарушения. Объект составляют публичные интересы, исполнение служащим требований антикоррупционного законодательства. Объективную сторону - действия (бездействие) служащего в виде несоблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнении обязанностей, установленных законодательством в целях противодействия коррупции. Субъект правонарушения есть гражданский служащий, имеющий обязанность соблюдать антикоррупционное законодательство. Относительно субъективной стороны необходимо отметить, что конструкция нормы не закрепляет виновность служащего в совершении проступка. Названные признаки, тот факт, что правонарушения предусмотрены законодательством о государственной гражданской службе (главой о дисциплинарной ответственности), предполагают меры, применяемые в целом за совершение дисциплинарных проступков, позволяют сделать вывод, что в ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ поименованы дисциплинарные проступки, но имеющие иное содержание - коррупционную направленность.
(Григорьев И.В., Крипак М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2018, N 5)При анализе ст. 59.1 Закона N 79-ФЗ также возможно выделить признаки указанного правонарушения. Объект составляют публичные интересы, исполнение служащим требований антикоррупционного законодательства. Объективную сторону - действия (бездействие) служащего в виде несоблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнении обязанностей, установленных законодательством в целях противодействия коррупции. Субъект правонарушения есть гражданский служащий, имеющий обязанность соблюдать антикоррупционное законодательство. Относительно субъективной стороны необходимо отметить, что конструкция нормы не закрепляет виновность служащего в совершении проступка. Названные признаки, тот факт, что правонарушения предусмотрены законодательством о государственной гражданской службе (главой о дисциплинарной ответственности), предполагают меры, применяемые в целом за совершение дисциплинарных проступков, позволяют сделать вывод, что в ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ поименованы дисциплинарные проступки, но имеющие иное содержание - коррупционную направленность.
"Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В муниципалитетах на основании изложенных выше норм также разрабатываются соответствующие акты. Так, например, Постановлением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 03.05.2017 N 466 утвержден Порядок применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее по тексту комментируемой статьи - Порядок), который направлен на применение мер дисциплинарного воздействия в целях повышения ответственности муниципальных служащих администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее по тексту комментируемой статьи - Администрация) за выполнение должностных обязанностей, соблюдение ограничений и запретов, требований законодательства о противодействия коррупции.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)В муниципалитетах на основании изложенных выше норм также разрабатываются соответствующие акты. Так, например, Постановлением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 03.05.2017 N 466 утвержден Порядок применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее по тексту комментируемой статьи - Порядок), который направлен на применение мер дисциплинарного воздействия в целях повышения ответственности муниципальных служащих администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее по тексту комментируемой статьи - Администрация) за выполнение должностных обязанностей, соблюдение ограничений и запретов, требований законодательства о противодействия коррупции.