Мера пресечения в виде запрета определенных действий
Подборка наиболее важных документов по запросу Мера пресечения в виде запрета определенных действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела" УПК РФ"Суд первой инстанции указал, что отказ в возбуждении в отношении ФИО1 уголовного дела на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 292 УК РФ, свидетельствует лишь о том, что в действиях ФИО1 (допущенных им нарушениях при исполнении меры пресечения в виде запрета определенных действий в отношении подсудимой ФИО12) отсутствует состав уголовно-наказуемого деяния. Неисполнение же ФИО13 своих должностных обязанностей и нарушение им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе подтверждается материалами служебной проверки."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 308 "Резолютивная часть обвинительного приговора" УПК РФ"При этом по смыслу положений ст. 72 УК РФ и прямого указания, содержащегося в п. 1.1 ч. 10 ст. 109 УПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, периоды времени, в течение которых к подозреваемому, обвиняемому применялись меры пресечения в виде запрета определенных действий, предусмотренного п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ (запрет выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения) засчитываются в срок содержания под стражей, в связи с чем подлежали учету при исчислении общего срока содержания под стражей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)7. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, либо отдельным из них.
(ред. от 27.10.2025)7. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, либо отдельным из них.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41
(ред. от 27.05.2025)
"О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"51(1). Исходя из перечня мер пресечения, содержащегося в статье 98 УПК РФ, запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 6 статьи 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.
(ред. от 27.05.2025)
"О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"51(1). Исходя из перечня мер пресечения, содержащегося в статье 98 УПК РФ, запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 6 статьи 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.
Статья: Трансформация домашнего ареста как меры пресечения в российском уголовном процессе
(Марковичева Е.В.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)<2> Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста". Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
(Марковичева Е.В.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)<2> Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста". Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
Статья: Ретроспективный анализ применения отдельных мер пресечения
(Кутинова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<8> Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста" // Российская газета. 2018. 20 апреля.
(Кутинова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<8> Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста" // Российская газета. 2018. 20 апреля.
Статья: Порядок использования электронных документов в досудебном производстве
(Овчинников Ю.Г.)
("Законность", 2024, N 5)Отметим, что рассматриваемый способ получения информации уже предусмотрен в некоторых подзаконных нормативных актах, регулирующих уголовно-процессуальные отношения. Так, в п. 1.9 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2023 г. N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия" закреплено, что прокурор имеет право получать объяснения у лиц, которые изменили свое первичное обращение (объяснение) с использованием средств мобильной коммуникации. В Порядке осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог (утв. совместным Приказом от 31 августа 2020 г.) неоднократно приводится словосочетание "с использованием средств телефонной связи" (п. п. 4, 6, 18, 19, 20, 23, 24, 33). Этим способом следователь, дознаватель или сотрудник уголовно-исполнительной инспекции информируют друг друга и проводят дополнительные проверки места нахождения обвиняемого в случае наложения на него запретов, если избрана такая мера пресечения, как запрет определенных действий, залог или домашний арест.
(Овчинников Ю.Г.)
("Законность", 2024, N 5)Отметим, что рассматриваемый способ получения информации уже предусмотрен в некоторых подзаконных нормативных актах, регулирующих уголовно-процессуальные отношения. Так, в п. 1.9 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2023 г. N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия" закреплено, что прокурор имеет право получать объяснения у лиц, которые изменили свое первичное обращение (объяснение) с использованием средств мобильной коммуникации. В Порядке осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог (утв. совместным Приказом от 31 августа 2020 г.) неоднократно приводится словосочетание "с использованием средств телефонной связи" (п. п. 4, 6, 18, 19, 20, 23, 24, 33). Этим способом следователь, дознаватель или сотрудник уголовно-исполнительной инспекции информируют друг друга и проводят дополнительные проверки места нахождения обвиняемого в случае наложения на него запретов, если избрана такая мера пресечения, как запрет определенных действий, залог или домашний арест.
Статья: Социально-правовые предпосылки защиты имущественных интересов подозреваемого и обвиняемого при применении мер принуждения
(Баязитов Т.Т.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)<17> См., напр.: О внесении изменений в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 24 марта 2021 г. N 57-ФЗ // Рос. газ. 2021. 26 марта; О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 2 авг. 2019 г. N 315-ФЗ // Рос. газ. 2019. 7 авг.; О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста: Федер. закон от 18 апр. 2018 г. N 72-ФЗ // Рос. газ. 2018. 20 апр.; О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 27 дек. 2018 г. N 530-ФЗ // Рос. газ. 29 дек. и др.
(Баязитов Т.Т.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)<17> См., напр.: О внесении изменений в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 24 марта 2021 г. N 57-ФЗ // Рос. газ. 2021. 26 марта; О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 2 авг. 2019 г. N 315-ФЗ // Рос. газ. 2019. 7 авг.; О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста: Федер. закон от 18 апр. 2018 г. N 72-ФЗ // Рос. газ. 2018. 20 апр.; О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 27 дек. 2018 г. N 530-ФЗ // Рос. газ. 29 дек. и др.
Статья: Структура уголовно-процессуальных норм по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности
(Шагунова В.М.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Наконец, альтернативные санкции предусматривают две или более применяемые меры. Возвращаясь к острому вопросу об избрании и применении заключения под стражу в качестве меры пресечения по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, уместным будет привести ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ, которая предусматривает, что при отказе в удовлетворении меры пресечения в виде заключения под стражу суд по собственной инициативе, при наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, предусмотренных в ст. 99 УПК РФ, вправе избрать в отношении уголовно преследуемого лица меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
(Шагунова В.М.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Наконец, альтернативные санкции предусматривают две или более применяемые меры. Возвращаясь к острому вопросу об избрании и применении заключения под стражу в качестве меры пресечения по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, уместным будет привести ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ, которая предусматривает, что при отказе в удовлетворении меры пресечения в виде заключения под стражу суд по собственной инициативе, при наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, предусмотренных в ст. 99 УПК РФ, вправе избрать в отношении уголовно преследуемого лица меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
Статья: Особенности избрания мер пресечения, действующих без судебного решения, по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2024, N 9)Буквальное толкование ч. 1 ст. 97 УПК РФ говорит о возможности избрания по судебному решению одной из мер пресечения обвиняемому или подозреваемому, то есть участникам досудебного производства. Конкретизация того, какие именно меры пресечения можно избрать по судебному решению, в законе не делается. Вместе с тем во исполнение приведенных положений Конституции РФ правовые нормы, регулирующие меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога, домашнего ареста и содержания под стражей, прямо указывают на возможность их избрания только по решению суда (ст. 105.1, 106, 107 и 108 УПК РФ).
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2024, N 9)Буквальное толкование ч. 1 ст. 97 УПК РФ говорит о возможности избрания по судебному решению одной из мер пресечения обвиняемому или подозреваемому, то есть участникам досудебного производства. Конкретизация того, какие именно меры пресечения можно избрать по судебному решению, в законе не делается. Вместе с тем во исполнение приведенных положений Конституции РФ правовые нормы, регулирующие меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога, домашнего ареста и содержания под стражей, прямо указывают на возможность их избрания только по решению суда (ст. 105.1, 106, 107 и 108 УПК РФ).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
Статья: Основание для избрания меры пресечения "возможность иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу" имеет свой самостоятельный смысл
(Арсентьева С.С., Савченко А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 2)Отменяя постановление суда первой инстанции и принимая решение об избрании Ф.Ф.Ф. меры пресечения в виде запрета определенных действий, суд апелляционной инстанции "признал наличие в представленных материалах достаточных данных о том, что, оставаясь на свободе, Ф.Ф.Ф. может продолжить заниматься преступной деятельностью, скрыться от предварительного следствия, чем воспрепятствует производству по делу" <11>.
(Арсентьева С.С., Савченко А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 2)Отменяя постановление суда первой инстанции и принимая решение об избрании Ф.Ф.Ф. меры пресечения в виде запрета определенных действий, суд апелляционной инстанции "признал наличие в представленных материалах достаточных данных о том, что, оставаясь на свободе, Ф.Ф.Ф. может продолжить заниматься преступной деятельностью, скрыться от предварительного следствия, чем воспрепятствует производству по делу" <11>.
Статья: Начало и окончание процессуальных сроков в уголовном процессе: хитросплетения закона и практики
(Ивасенко К.В.)
("Закон", 2025, N 6)<3> Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста". Здесь и далее все нормативные и судебные акты цит. по: СПС "КонсультантПлюс".
(Ивасенко К.В.)
("Закон", 2025, N 6)<3> Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста". Здесь и далее все нормативные и судебные акты цит. по: СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Классификация постановлений Правительства РФ и содержащихся в них норм, применяемых в уголовно-процессуальной деятельности
(Валюлин Р.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)По сути, они закрепляют и детализируют процедуру реализации кодифицированной нормы, оказывая тем самым благоприятное воздействие на правоприменительную практику. Ярчайший пример - Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 134, регламентирующее применение технических средств контроля при обеспечении меры пресечения в виде запрета определенных действий <7>.
(Валюлин Р.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)По сути, они закрепляют и детализируют процедуру реализации кодифицированной нормы, оказывая тем самым благоприятное воздействие на правоприменительную практику. Ярчайший пример - Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 134, регламентирующее применение технических средств контроля при обеспечении меры пресечения в виде запрета определенных действий <7>.