Медицинские профессиональные некоммерческие организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинские профессиональные некоммерческие организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
Статья: Уголовная ответственность за осуществление магической практики (колдовство)
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Согласно ч. 1 - 3 ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное исполнительным органом субъекта РФ в сфере охраны здоровья, на основании заявления и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации.
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Согласно ч. 1 - 3 ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное исполнительным органом субъекта РФ в сфере охраны здоровья, на основании заявления и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
Статья: Ненадлежащее оказание медицинской помощи: актуальные проблемы квалификации
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Под "ненадлежащим оказанием медицинской помощи" понимается оказание медицинской помощи пациенту не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, клиническими рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, в том числе технические и лечебно-диагностические ошибки при оказании медицинской помощи пациенту <6>. Таким образом, обязательным признаком, характеризующим ненадлежащее оказание медицинской помощи, является нарушение требований клинических рекомендаций, порядков и стандартов, регламентирующих конкретный вид медицинской помощи.
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Под "ненадлежащим оказанием медицинской помощи" понимается оказание медицинской помощи пациенту не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, клиническими рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, в том числе технические и лечебно-диагностические ошибки при оказании медицинской помощи пациенту <6>. Таким образом, обязательным признаком, характеризующим ненадлежащее оказание медицинской помощи, является нарушение требований клинических рекомендаций, порядков и стандартов, регламентирующих конкретный вид медицинской помощи.
Статья: Народная медицина и права пациента
(Рот Л.Г.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)Статья 50 ФЗ 2011 г. уполномочивает органы власти субъектов РФ выдавать разрешения на занятие народной медициной. Условием выдачи разрешения является представление медицинской профессиональной некоммерческой организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории соответствующего субъекта. Данные правила обусловлены отнесением вопросов здравоохранения к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); они, однако, противоречат принципам единого рынка (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ) и, возможно, вступают в конфликт с правом на охрану здоровья. Во-первых, в органах власти субъектов РФ часто отсутствуют специалисты, способные оценивать квалификацию народных целителей. Во-вторых, три четверти субъектов РФ не ввели данный порядок <7>, получение услуг народного целителя на их территории, таким образом, невозможно. В-третьих, не во всех областях народной медицины созданы профессиональные некоммерческие организации, которые могли бы выдавать указанные разрешения. В-четвертых, федеральное законодательство не закрепляет общих критериев предоставления разрешений на занятие народной медициной, что создает потенциальную угрозу доступа к данной практике некомпетентных лиц.
(Рот Л.Г.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 4)Статья 50 ФЗ 2011 г. уполномочивает органы власти субъектов РФ выдавать разрешения на занятие народной медициной. Условием выдачи разрешения является представление медицинской профессиональной некоммерческой организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории соответствующего субъекта. Данные правила обусловлены отнесением вопросов здравоохранения к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); они, однако, противоречат принципам единого рынка (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ) и, возможно, вступают в конфликт с правом на охрану здоровья. Во-первых, в органах власти субъектов РФ часто отсутствуют специалисты, способные оценивать квалификацию народных целителей. Во-вторых, три четверти субъектов РФ не ввели данный порядок <7>, получение услуг народного целителя на их территории, таким образом, невозможно. В-третьих, не во всех областях народной медицины созданы профессиональные некоммерческие организации, которые могли бы выдавать указанные разрешения. В-четвертых, федеральное законодательство не закрепляет общих критериев предоставления разрешений на занятие народной медициной, что создает потенциальную угрозу доступа к данной практике некомпетентных лиц.
Статья: Уголовная ответственность медицинского работника за причинение вреда человеку при несоблюдении клинических рекомендаций
(Иванов Н.Г.)
("Медицинское право", 2023, N 2)Клинические рекомендации, согласно ч. 3 ст. 37 и ч. 2 ст. 76 Закона об основах охраны здоровья, разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями на основании сформированного Минздравом РФ перечня заболеваний (групп заболеваний, состояний). Важно заметить, что клинические рекомендации являются итогом деятельности не министерства, а некоммерческой организации, которая согласно п. 1 ст. 76 Закона об основах охраны здоровья создается на добровольной основе. Акты, издаваемые такой организацией, не имеют императивных свойств закона. Однако не это обстоятельство является главным. Главное здесь то, что рекомендации, утверждаемые некоммерческой организацией (далее - НО), не являются обязательными для неопределенного круга лиц. Они узкоспециализированные.
(Иванов Н.Г.)
("Медицинское право", 2023, N 2)Клинические рекомендации, согласно ч. 3 ст. 37 и ч. 2 ст. 76 Закона об основах охраны здоровья, разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями на основании сформированного Минздравом РФ перечня заболеваний (групп заболеваний, состояний). Важно заметить, что клинические рекомендации являются итогом деятельности не министерства, а некоммерческой организации, которая согласно п. 1 ст. 76 Закона об основах охраны здоровья создается на добровольной основе. Акты, издаваемые такой организацией, не имеют императивных свойств закона. Однако не это обстоятельство является главным. Главное здесь то, что рекомендации, утверждаемые некоммерческой организацией (далее - НО), не являются обязательными для неопределенного круга лиц. Они узкоспециализированные.
Статья: Персонифицированный учет фармацевтических работников - 2023
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Исключением являются сведения о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке, о результатах сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, о членстве в профессиональных некоммерческих организациях, указанных в ст. 76 Федерального закона N 323-ФЗ (при наличии).
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Исключением являются сведения о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке, о результатах сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, о членстве в профессиональных некоммерческих организациях, указанных в ст. 76 Федерального закона N 323-ФЗ (при наличии).
Статья: Квалификация преступлений в сфере неоказания помощи больному
(Нагорный А.А., Дольников В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Ненадлежащим оказанием медицинской помощи пациенту следует считать ее оказание не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, в том числе таковыми следует считать технические и лечебно-диагностические ошибки при оказании медицинской помощи пациенту <4>.
(Нагорный А.А., Дольников В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Ненадлежащим оказанием медицинской помощи пациенту следует считать ее оказание не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, в том числе таковыми следует считать технические и лечебно-диагностические ошибки при оказании медицинской помощи пациенту <4>.
Статья: Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Федеральный закон N 323-ФЗ в ст. 75 содержит определение конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций <5>. Данное определение четко очерчивает круг субъектов, на которых оно распространяется: медицинские работники, фармацевтические работники, член медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующий в разработке клинических рекомендаций, член научно-практического совета. П.Г. Габай, Р.Ю. Карапетян указывают, что в контексте Федерального закона N 323-ФЗ конфликтом интересов признается исключительно та ситуация, при которой данный конфликт возникает у медицинского работника при взаимодействии только с представителями различного рода компаний <6>. К перечню таких организаций они относят занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов; занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией медицинских изделий; обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата; организации оптовой торговли лекарственными средствами; аптечные организации.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Федеральный закон N 323-ФЗ в ст. 75 содержит определение конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций <5>. Данное определение четко очерчивает круг субъектов, на которых оно распространяется: медицинские работники, фармацевтические работники, член медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующий в разработке клинических рекомендаций, член научно-практического совета. П.Г. Габай, Р.Ю. Карапетян указывают, что в контексте Федерального закона N 323-ФЗ конфликтом интересов признается исключительно та ситуация, при которой данный конфликт возникает у медицинского работника при взаимодействии только с представителями различного рода компаний <6>. К перечню таких организаций они относят занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов; занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией медицинских изделий; обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата; организации оптовой торговли лекарственными средствами; аптечные организации.
Статья: Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)1) являются документом, который не может быть отнесен к нормативно-правовым актам, так как не отвечает их существенным признакам (см.: п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50) <26>, и разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями <27>. Применяются клинические рекомендации после их одобрения Научно-практическим Советом Минздрава России;
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)1) являются документом, который не может быть отнесен к нормативно-правовым актам, так как не отвечает их существенным признакам (см.: п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50) <26>, и разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями <27>. Применяются клинические рекомендации после их одобрения Научно-практическим Советом Минздрава России;
Статья: Юридическая квалификация дефектов медицинской помощи
(Данилов Е.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)В перспективе особая роль отводится клиническим рекомендациям, содержащим структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника (п. 23 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Судя по всему, клинические рекомендации обладают серьезным потенциалом регулирующего воздействия на медицинскую практику, несмотря на то, что они, в отличие от порядков и стандартов медицинской помощи, должны разрабатываться и утверждаться не Минздравом России, а медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (ч. 3, 6 ст. 37 Закона N 323-ФЗ).
(Данилов Е.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)В перспективе особая роль отводится клиническим рекомендациям, содержащим структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника (п. 23 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Судя по всему, клинические рекомендации обладают серьезным потенциалом регулирующего воздействия на медицинскую практику, несмотря на то, что они, в отличие от порядков и стандартов медицинской помощи, должны разрабатываться и утверждаться не Минздравом России, а медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (ч. 3, 6 ст. 37 Закона N 323-ФЗ).
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> конфликт интересов - это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> конфликт интересов - это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
Статья: К вопросу о понятии, характеристике и правовой сути клинических рекомендаций с позиции ретроспективного, нормативного, социологического исследования
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Ретроспективный анализ, проведенный авторами, показывает, что клинические рекомендации были уже в исходной версии Федерального закона N 323-ФЗ (от 21.11.2011). Закон разрешил медицинским профессиональным некоммерческим организациям разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 76). Это все, что на тот момент содержалось в ФЗ N 323-ФЗ относительно клинических рекомендаций. Закон не регламентировал, что делать с ними, как их применять. Можно было предположить, что положения принятых профессиональной организацией клинических рекомендаций (протоколов) распространялись на членов соответствующей некоммерческой организации или должны были служить основой для разработки локальных актов в медицинских организациях. На тот момент признаков нормативности (общеобязательности) в клинических рекомендациях (протоколах лечения) не просматривалось. Учитывая законодательные реалии, разрабатывать и утверждать клинические рекомендации взялись многие ассоциации по разным нозологиям. Число клинических рекомендаций множилось, хотя зачастую об их наличии широкая профессиональная общественность не знала. В сети Интернет ходили документы с узнаваемым названием, относительно которых было совершенно не понятно, кто их принял и издал. Естественно, что разные документы содержали разную и зачастую противоречивую информацию. Если бы данные документы использовались исключительно в профессиональной среде разработчиков (по типу кафедральных методичек), такой проблематики, которую видим в настоящее время, думается, могло не быть. Однако с 1 января 2015 г. в ФЗ N 323-ФЗ изменили формулировку ст. 64, посвященной экспертизе качества медицинской помощи (далее - ЭКМП). С этого времени ЭКМП уже нужно было проводить на основании не только порядков и стандартов медицинской помощи, но и клинических рекомендаций.
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Ретроспективный анализ, проведенный авторами, показывает, что клинические рекомендации были уже в исходной версии Федерального закона N 323-ФЗ (от 21.11.2011). Закон разрешил медицинским профессиональным некоммерческим организациям разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 76). Это все, что на тот момент содержалось в ФЗ N 323-ФЗ относительно клинических рекомендаций. Закон не регламентировал, что делать с ними, как их применять. Можно было предположить, что положения принятых профессиональной организацией клинических рекомендаций (протоколов) распространялись на членов соответствующей некоммерческой организации или должны были служить основой для разработки локальных актов в медицинских организациях. На тот момент признаков нормативности (общеобязательности) в клинических рекомендациях (протоколах лечения) не просматривалось. Учитывая законодательные реалии, разрабатывать и утверждать клинические рекомендации взялись многие ассоциации по разным нозологиям. Число клинических рекомендаций множилось, хотя зачастую об их наличии широкая профессиональная общественность не знала. В сети Интернет ходили документы с узнаваемым названием, относительно которых было совершенно не понятно, кто их принял и издал. Естественно, что разные документы содержали разную и зачастую противоречивую информацию. Если бы данные документы использовались исключительно в профессиональной среде разработчиков (по типу кафедральных методичек), такой проблематики, которую видим в настоящее время, думается, могло не быть. Однако с 1 января 2015 г. в ФЗ N 323-ФЗ изменили формулировку ст. 64, посвященной экспертизе качества медицинской помощи (далее - ЭКМП). С этого времени ЭКМП уже нужно было проводить на основании не только порядков и стандартов медицинской помощи, но и клинических рекомендаций.