Мажоритарная система относительного большинства
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная система относительного большинства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при мажоритарной системе квалифицированного большинства законом устанавливается определенный процент голосов (как правило, превышающий 50%), который необходимо набрать кандидату для избрания. При очевидных достоинствах данного способа (избранного кандидата поддерживает подавляющее большинство избирателей) данная система обладает и достаточно серьезным минусом - трудностью в достижении поставленного результата, что может вызывать необходимость проведения второго и третьего туров, а также применения иных компенсационных механизмов;
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при мажоритарной системе квалифицированного большинства законом устанавливается определенный процент голосов (как правило, превышающий 50%), который необходимо набрать кандидату для избрания. При очевидных достоинствах данного способа (избранного кандидата поддерживает подавляющее большинство избирателей) данная система обладает и достаточно серьезным минусом - трудностью в достижении поставленного результата, что может вызывать необходимость проведения второго и третьего туров, а также применения иных компенсационных механизмов;
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
Статья: Влияние правового регулирования на характер партийной системы России - от прошлого к настоящему
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Ввиду того, что правовой статус политических партий практически не отличался от правового статуса иных общественных объединений, а наличие либо отсутствие официальной регистрации формально не влияло на возможность партийных кандидатов участвовать в выборах, большинство из политических партий таковой не имели. Несмотря на ряд предпринятых попыток осуществить регистрацию, не удалось легализоваться даже конституционно-демократической партии. В условиях применения на выборах в Государственную Думу мажоритарной системы относительного большинства это не создавало непреодолимых препятствий для участия ее кандидатов в избирательной кампании, хотя во многом и осложняло им условия деятельности. Практически полное отсутствие в различии правового положения политических партий и иных общественных объединений и возможность функционирования без официальной регистрации способствовали формированию в дореволюционной России многопартийной системы с сотнями партий различного уровня: общегосударственных, региональных местных, а социально-политические условия, в которых она формировалась, приводили к высокой степени фрагментации партийной системы.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Ввиду того, что правовой статус политических партий практически не отличался от правового статуса иных общественных объединений, а наличие либо отсутствие официальной регистрации формально не влияло на возможность партийных кандидатов участвовать в выборах, большинство из политических партий таковой не имели. Несмотря на ряд предпринятых попыток осуществить регистрацию, не удалось легализоваться даже конституционно-демократической партии. В условиях применения на выборах в Государственную Думу мажоритарной системы относительного большинства это не создавало непреодолимых препятствий для участия ее кандидатов в избирательной кампании, хотя во многом и осложняло им условия деятельности. Практически полное отсутствие в различии правового положения политических партий и иных общественных объединений и возможность функционирования без официальной регистрации способствовали формированию в дореволюционной России многопартийной системы с сотнями партий различного уровня: общегосударственных, региональных местных, а социально-политические условия, в которых она формировалась, приводили к высокой степени фрагментации партийной системы.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов образуются по мажоритарной, пропорциональной, смешанной и полупропорциональной избирательным системам. По полупропорциональной системе избирается Государственное Собрание (Рийгикогу) Эстонской Республики (101 человек). По мажоритарной системе относительного большинства избираются депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (125 человек). По мажоритарной системе абсолютного большинства избираются депутаты Меджлиса Туркменистана (125 человек). По мажоритарной системе абсолютного большинства также избираются депутаты Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь (110 человек). Также 150 членов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства. По пропорциональной избирательной системе избираются депутаты Парламента Республики Молдова (101 человек), Национального собрания Армении (минимум 101 человек), Сейма Латвийской Республики (100 человек) и с 2024 года - парламента Грузии. По смешанной избирательной системе избираются депутаты парламентов Украины, Литвы и нижних палат парламентов Таджикистана и Казахстана. 41 депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а 22 - по пропорциональной (заградительный барьер составляет 5%). 70 депутатов Сейма Литовской Республики избираются по пропорциональной системе (заградительный барьер для партий равен 5% и для избирательных блоков - 7%). Оставшийся 71 депутат Сейма Литовской Республики избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По смешанной системе с 2022 года избираются 98 депутатов Мажилиса Республики Казахстан, а также 450 депутатов Верховной Рады Украины. Согласно новой редакции Конституции Кыргызстана 54 парламентария Жогорку Кенеша избираются по пропорциональной системе (по открытым спискам кандидатов политических партий) в едином избирательном округе, а 36 - по мажоритарной системе в одномандатных округах. В Национальном собрании Армении в установленном Избирательным кодексом порядке будут выделены места для представителей национальных меньшинств (русских, курдов, ассирийцев и езидов). Число депутатов каждого пола в общенациональных пропорциональных списках в Армении должно быть не менее 25%. В Грузии как минимум каждый второй человек в партийном списке должен являться представителем женского пола.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов образуются по мажоритарной, пропорциональной, смешанной и полупропорциональной избирательным системам. По полупропорциональной системе избирается Государственное Собрание (Рийгикогу) Эстонской Республики (101 человек). По мажоритарной системе относительного большинства избираются депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (125 человек). По мажоритарной системе абсолютного большинства избираются депутаты Меджлиса Туркменистана (125 человек). По мажоритарной системе абсолютного большинства также избираются депутаты Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь (110 человек). Также 150 членов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства. По пропорциональной избирательной системе избираются депутаты Парламента Республики Молдова (101 человек), Национального собрания Армении (минимум 101 человек), Сейма Латвийской Республики (100 человек) и с 2024 года - парламента Грузии. По смешанной избирательной системе избираются депутаты парламентов Украины, Литвы и нижних палат парламентов Таджикистана и Казахстана. 41 депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а 22 - по пропорциональной (заградительный барьер составляет 5%). 70 депутатов Сейма Литовской Республики избираются по пропорциональной системе (заградительный барьер для партий равен 5% и для избирательных блоков - 7%). Оставшийся 71 депутат Сейма Литовской Республики избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По смешанной системе с 2022 года избираются 98 депутатов Мажилиса Республики Казахстан, а также 450 депутатов Верховной Рады Украины. Согласно новой редакции Конституции Кыргызстана 54 парламентария Жогорку Кенеша избираются по пропорциональной системе (по открытым спискам кандидатов политических партий) в едином избирательном округе, а 36 - по мажоритарной системе в одномандатных округах. В Национальном собрании Армении в установленном Избирательным кодексом порядке будут выделены места для представителей национальных меньшинств (русских, курдов, ассирийцев и езидов). Число депутатов каждого пола в общенациональных пропорциональных списках в Армении должно быть не менее 25%. В Грузии как минимум каждый второй человек в партийном списке должен являться представителем женского пола.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Следует отметить наличие в законах о выборах представительных органов местного самоуправления исключений из общего правила о пропорциональной избирательной системе. Примером является норма ст. 4 Закона Чеченской Республики о том, что выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования проводятся по мажоритарной системе относительного большинства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <13>.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Следует отметить наличие в законах о выборах представительных органов местного самоуправления исключений из общего правила о пропорциональной избирательной системе. Примером является норма ст. 4 Закона Чеченской Республики о том, что выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования проводятся по мажоритарной системе относительного большинства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <13>.