Массовые беспорядки
Подборка наиболее важных документов по запросу Массовые беспорядки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 212. Массовые беспорядки
(ред. от 17.11.2025)Статья 212. Массовые беспорядки
Статья: Развитие конституционно-правовых основ обеспечения безопасности российских городов в современных условиях
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)По решению Президента РФ возможно введение особого управления территорией, где действует чрезвычайное положение, путем создания временного специального или федерального органа управления <10>. Стоит отметить, что все революции, попытки захвата власти, массовые беспорядки в большинстве своем, зарождаются и происходят, прежде всего, в городах. Цветные революции <11> в постсоветских республиках являются ярким примером, когда ряд противоправных действий хорошо подготовленной и профинансированной группы людей в столице государства приводит к смене власти во всей стране <12>. Как справедливо отмечает профессор И.В. Гончаров, необходимость федерального вмешательства обусловлена в этих случаях настолько резкой деформацией социальной среды, что обычных правовых механизмов становится недостаточно для адекватного отражения сложившейся ситуации и нейтрализации ее негативных последствий <13>. В связи с чем подобные меры представляются оправданными.
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)По решению Президента РФ возможно введение особого управления территорией, где действует чрезвычайное положение, путем создания временного специального или федерального органа управления <10>. Стоит отметить, что все революции, попытки захвата власти, массовые беспорядки в большинстве своем, зарождаются и происходят, прежде всего, в городах. Цветные революции <11> в постсоветских республиках являются ярким примером, когда ряд противоправных действий хорошо подготовленной и профинансированной группы людей в столице государства приводит к смене власти во всей стране <12>. Как справедливо отмечает профессор И.В. Гончаров, необходимость федерального вмешательства обусловлена в этих случаях настолько резкой деформацией социальной среды, что обычных правовых механизмов становится недостаточно для адекватного отражения сложившейся ситуации и нейтрализации ее негативных последствий <13>. В связи с чем подобные меры представляются оправданными.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- противодействие административным казусам и обеспечение публичных приоритетов - предупреждение, выявление и нейтрализация компетентными органами (уполномоченными должностными лицами) административных казусов, а именно: чрезвычайных и иных общественно опасных ситуаций природного, техногенного характера (аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, массовых беспорядков и т.д.), влекущих применение административно-ограничительных мер, а также применение административно-ограничительных мер, обеспечивающих государственные или муниципальные нужды, иные публичные приоритеты;
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- противодействие административным казусам и обеспечение публичных приоритетов - предупреждение, выявление и нейтрализация компетентными органами (уполномоченными должностными лицами) административных казусов, а именно: чрезвычайных и иных общественно опасных ситуаций природного, техногенного характера (аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, массовых беспорядков и т.д.), влекущих применение административно-ограничительных мер, а также применение административно-ограничительных мер, обеспечивающих государственные или муниципальные нужды, иные публичные приоритеты;
Статья: Криминалистика на защите российских традиционных духовно-нравственных ценностей
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)При расследовании массовых беспорядков, диверсий, возбуждения межнациональной и межрелигиозной ненависти либо вражды, склонения несовершеннолетних к самоубийству и многих других преступлений прослеживается использование преступниками современных информационных технологий в сочетании с психологическими методами манипуляции сознанием человека. Такие технологии воздействия на сознание и бессознательное людей нередко направлены на изменение их мировоззрения, основу которого составляют традиционные духовно-нравственные ценности. Поскольку эти ценности составляют фундамент суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, в последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением их охраны, все чаще становятся объектом преступных посягательств.
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)При расследовании массовых беспорядков, диверсий, возбуждения межнациональной и межрелигиозной ненависти либо вражды, склонения несовершеннолетних к самоубийству и многих других преступлений прослеживается использование преступниками современных информационных технологий в сочетании с психологическими методами манипуляции сознанием человека. Такие технологии воздействия на сознание и бессознательное людей нередко направлены на изменение их мировоззрения, основу которого составляют традиционные духовно-нравственные ценности. Поскольку эти ценности составляют фундамент суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, в последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением их охраны, все чаще становятся объектом преступных посягательств.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)з) информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)з) информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам;
Статья: Особенности аудита консолидированной отчетности
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)В рамках проведения аудита группы при получении аудиторских доказательств могут возникать дополнительные сложности, связанные с тем, что компоненты группы расположены вне юрисдикции аудитора группы. Это может быть связано с культурными, языковыми, законодательными различиями. Не исключена вероятность, что существующие нормативные акты могут ограничивать возможность направления аудитором компонента документации за пределы своей юрисдикции. Военные действия, массовые беспорядки или вспышки заболеваний могут ограничивать доступ аудитора группы к документации аудитора компонента. МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" предлагает различные способы преодоления подобных ограничений, например посредством [5]:
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)В рамках проведения аудита группы при получении аудиторских доказательств могут возникать дополнительные сложности, связанные с тем, что компоненты группы расположены вне юрисдикции аудитора группы. Это может быть связано с культурными, языковыми, законодательными различиями. Не исключена вероятность, что существующие нормативные акты могут ограничивать возможность направления аудитором компонента документации за пределы своей юрисдикции. Военные действия, массовые беспорядки или вспышки заболеваний могут ограничивать доступ аудитора группы к документации аудитора компонента. МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" предлагает различные способы преодоления подобных ограничений, например посредством [5]:
Статья: Публичные общественные мероприятия как форма осуществления публичной власти гражданским обществом
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В заключение отметим, что в современном мире, включая Россию, возможности проведения публичных общественных мероприятий весьма ограниченны. Причиной видятся и объективные угрозы массовых беспорядков, и десятилетиями нерешаемые проблемы в данной сфере, начиная от отсутствия традиций и заканчивая несовершенством правового регулирования и практики их проведения. Необходимо четко отделять гражданскую активность от противоправных акций, не бояться целенаправленно развивать традиции гражданской активности. Заслуживают внимания идеи о разработке федеральных законов о гражданском обществе, об общественных публичных мероприятиях в России. Впрочем, необходимые нормы о совершенствовании порядка проведения публичных мероприятий можно включить в текущее законодательство. Корректировка правоприменения в рассматриваемой сфере должна зиждиться на концепции естественных прав на свободу собраний, приоритетности власти непосредственно народа и понимании публичной власти как власти общества, осуществляемой в интересах общества, под контролем общества и по запросу общества.
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В заключение отметим, что в современном мире, включая Россию, возможности проведения публичных общественных мероприятий весьма ограниченны. Причиной видятся и объективные угрозы массовых беспорядков, и десятилетиями нерешаемые проблемы в данной сфере, начиная от отсутствия традиций и заканчивая несовершенством правового регулирования и практики их проведения. Необходимо четко отделять гражданскую активность от противоправных акций, не бояться целенаправленно развивать традиции гражданской активности. Заслуживают внимания идеи о разработке федеральных законов о гражданском обществе, об общественных публичных мероприятиях в России. Впрочем, необходимые нормы о совершенствовании порядка проведения публичных мероприятий можно включить в текущее законодательство. Корректировка правоприменения в рассматриваемой сфере должна зиждиться на концепции естественных прав на свободу собраний, приоритетности власти непосредственно народа и понимании публичной власти как власти общества, осуществляемой в интересах общества, под контролем общества и по запросу общества.
Статья: Право международных договоров и право вооруженных конфликтов: точки соприкосновения и направления дальнейшей гармонизации
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, существуют сложности в части определения понятия "вооруженный конфликт". В международных актах <4> прямо устанавливается, что массовые беспорядки и аналогичные формы проявления насилия не могут классифицироваться ни в качестве вооруженных конфликтов, ни в качестве форм ограниченного применения силы, таких как "ограниченные действия в целях самообороны", "гуманитарные интервенции" или "ограниченное применение силы в открытом море". В рамках рассматриваемой темы данный вопрос имеет важное значение, поскольку для предполагаемого прекращения или приостановления действия международного договора возникшая фактическая ситуация должна квалифицироваться именно как "вооруженный конфликт" <5>. При этом необходимо иметь в виду, что определенные события, даже если они по своим признакам не охватываются понятием "вооруженный конфликт", могут оказать влияние на выполнение международного договора либо некоторых его положений или привести к коренному изменению обстоятельств (ст. 61, 62 Венской конвенции 1969 г.).
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, существуют сложности в части определения понятия "вооруженный конфликт". В международных актах <4> прямо устанавливается, что массовые беспорядки и аналогичные формы проявления насилия не могут классифицироваться ни в качестве вооруженных конфликтов, ни в качестве форм ограниченного применения силы, таких как "ограниченные действия в целях самообороны", "гуманитарные интервенции" или "ограниченное применение силы в открытом море". В рамках рассматриваемой темы данный вопрос имеет важное значение, поскольку для предполагаемого прекращения или приостановления действия международного договора возникшая фактическая ситуация должна квалифицироваться именно как "вооруженный конфликт" <5>. При этом необходимо иметь в виду, что определенные события, даже если они по своим признакам не охватываются понятием "вооруженный конфликт", могут оказать влияние на выполнение международного договора либо некоторых его положений или привести к коренному изменению обстоятельств (ст. 61, 62 Венской конвенции 1969 г.).
Статья: Оформляем дубликат трудовой книжки
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Пункт 31 Порядка определяет порядок действий при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков и других чрезвычайных обстоятельств):
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Пункт 31 Порядка определяет порядок действий при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков и других чрезвычайных обстоятельств):
Статья: Восстановление срока на подачу замечаний на протокол судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- форс-мажорные обстоятельства (массовые беспорядки, сезонные наводнения);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- форс-мажорные обстоятельства (массовые беспорядки, сезонные наводнения);
Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)2) ограничительные методы - это ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности (ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) <3>;
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)2) ограничительные методы - это ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности (ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) <3>;