Малозначительность совершенного коррупционного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Малозначительность совершенного коррупционного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
Статья: Малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК): общественная опасность и юридическая ответственность
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения, в частности:
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения, в частности:
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)3.1. Взыскание в виде выговора может быть применено к военнослужащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)3.1. Взыскание в виде выговора может быть применено к военнослужащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)3.1. Применение взыскания в виде замечания к муниципальному служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. Аналогичное положение в настоящее время предусмотрено в Законе N 79-ФЗ (ч. 3.1 ст. 59.3) (введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ). Однако аналогичное положение не внесено в Закон N 25-ФЗ, что позволило отдельным субъектам РФ закрепить данное законоположение своими законами. Таким примером служат законы (кодексы) о муниципальной службе Удмуртской Республики, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа, а в Карачаево-Черкесской Республике такое положение предусмотрено в отношении лица, замещающего муниципальную должность или должность главы местной администрации по контракту.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)3.1. Применение взыскания в виде замечания к муниципальному служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. Аналогичное положение в настоящее время предусмотрено в Законе N 79-ФЗ (ч. 3.1 ст. 59.3) (введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ). Однако аналогичное положение не внесено в Закон N 25-ФЗ, что позволило отдельным субъектам РФ закрепить данное законоположение своими законами. Таким примером служат законы (кодексы) о муниципальной службе Удмуртской Республики, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа, а в Карачаево-Черкесской Республике такое положение предусмотрено в отношении лица, замещающего муниципальную должность или должность главы местной администрации по контракту.
Статья: Административное усмотрение, вопросы доктрины и проблемы реализации
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Конечно, в доктрине имеется множество определений, раскрывающих тот или иной законодательный (нормативный) термин, однако такой подход далеко не всегда может помочь субъекту, применяющему законодательство. Более того, в некоторых случаях в законодательстве явно не хватает ясных инструкций; особенно остро стоят проблемы, связанные с неоднозначностью в использовании мер принуждения. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <22> определяет, что "взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (ст. 59.3). При этом закон не определяет, что такое "малозначительное коррупционное правонарушение", а также какие критерии могут быть положены в основу отнесения коррупционного правонарушения к категории "грубого" или "малозначительного правонарушения". Данный вопрос видится важным, поскольку от этого зависят строгость и последствия примененного дисциплинарного взыскания.
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Конечно, в доктрине имеется множество определений, раскрывающих тот или иной законодательный (нормативный) термин, однако такой подход далеко не всегда может помочь субъекту, применяющему законодательство. Более того, в некоторых случаях в законодательстве явно не хватает ясных инструкций; особенно остро стоят проблемы, связанные с неоднозначностью в использовании мер принуждения. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <22> определяет, что "взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (ст. 59.3). При этом закон не определяет, что такое "малозначительное коррупционное правонарушение", а также какие критерии могут быть положены в основу отнесения коррупционного правонарушения к категории "грубого" или "малозначительного правонарушения". Данный вопрос видится важным, поскольку от этого зависят строгость и последствия примененного дисциплинарного взыскания.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. При этом в Законе о службе в органах принудительного исполнения, а также в законодательстве о противодействии коррупции не определены критерии малозначительности коррупционных правонарушений.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. При этом в Законе о службе в органах принудительного исполнения, а также в законодательстве о противодействии коррупции не определены критерии малозначительности коррупционных правонарушений.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Норма же ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ основана на совершенно ином подходе: "...взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (курсив мой - О.Б.). Иными словами, малозначительность здесь выступает не как основание для освобождения от ответственности, а как основание для применения наименее строгого взыскания - замечания. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ вопрос о малозначительности конкретного деяния должен был предварительно рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Сейчас это не предусмотрено.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Норма же ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ основана на совершенно ином подходе: "...взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (курсив мой - О.Б.). Иными словами, малозначительность здесь выступает не как основание для освобождения от ответственности, а как основание для применения наименее строгого взыскания - замечания. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ вопрос о малозначительности конкретного деяния должен был предварительно рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Сейчас это не предусмотрено.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Федеральном законе N 342-ФЗ также упоминается о смягчении дисциплинарной ответственности сотрудников, но применительно только к коррупционным правонарушениям. Руководитель ОВД может при малозначительности совершенного сотрудником коррупционного правонарушения наложить на последнего дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Вот это непонятно. Может ли грубое дисциплинарное правонарушение быть незначительным? По нашему мнению, такого быть не может! Указанный казус стал возможным ввиду отсутствия легального определения критериев малозначительности дисциплинарного проступка.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Федеральном законе N 342-ФЗ также упоминается о смягчении дисциплинарной ответственности сотрудников, но применительно только к коррупционным правонарушениям. Руководитель ОВД может при малозначительности совершенного сотрудником коррупционного правонарушения наложить на последнего дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Вот это непонятно. Может ли грубое дисциплинарное правонарушение быть незначительным? По нашему мнению, такого быть не может! Указанный казус стал возможным ввиду отсутствия легального определения критериев малозначительности дисциплинарного проступка.