Ломбардный список
Подборка наиболее важных документов по запросу Ломбардный список (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2021 N 310-ЭС20-23366 по делу N А68-10897/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным протеста прокуратуры.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый протест прокурора нарушает права и законные интересы общества, обязывает его совершить определенные действия при отсутствии доказательств нарушения им требований законодательства о ломбардах.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд разъяснил, что исходя из части 4 статьи 2 Закона о ломбардах перечень видов деятельности, разрешенных для ломбардов, является закрытым, и действующим законодательством ломбарду запрещается осуществлять иную деятельность, кроме прямо поименованной в Законе о ломбардах. Содержащаяся в пункте 2.3 устава общества формулировка не свидетельствует о том, что общество вправе осуществлять какие-либо виды деятельности, запрещенные действующим законодательством, в том числе Законом о ломбардах. Такая формулировка спорного пункта устава ограничивает виды деятельности общества разрешенными (не запрещенными) законом, и не требует внесения изменений в устав.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным протеста прокуратуры.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый протест прокурора нарушает права и законные интересы общества, обязывает его совершить определенные действия при отсутствии доказательств нарушения им требований законодательства о ломбардах.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд разъяснил, что исходя из части 4 статьи 2 Закона о ломбардах перечень видов деятельности, разрешенных для ломбардов, является закрытым, и действующим законодательством ломбарду запрещается осуществлять иную деятельность, кроме прямо поименованной в Законе о ломбардах. Содержащаяся в пункте 2.3 устава общества формулировка не свидетельствует о том, что общество вправе осуществлять какие-либо виды деятельности, запрещенные действующим законодательством, в том числе Законом о ломбардах. Такая формулировка спорного пункта устава ограничивает виды деятельности общества разрешенными (не запрещенными) законом, и не требует внесения изменений в устав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Операции Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: Каковы принципы формирования Ломбардного списка Банка России?
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: Каковы принципы формирования Ломбардного списка Банка России?
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Следует обратить особое внимание на положение Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), который существует в финансовой системе Российской Федерации в роли централизованного кредитного посредника между федеральным центром и регионами. Как известно, полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти <22>, а их сущностная реализация предполагает применение мер бюджетного принуждения <23>. Следовательно, для целей бюджетного законодательства Банк России можно считать органом государственной власти с отнесением располагаемых им финансовых активов к средствам консолидированного бюджета либо казны. Прямое и опосредованное кредитование или предоставление ликвидности регионам, крупнейшим налогоплательщикам <24> и системообразующим организациям, в том числе посредством использования механизма залога ценных бумаг <25>, включенных в ломбардный список <26>, или прав требования по кредитным договорам необходимо рассматривать как предоставление иных межбюджетных трансфертов. Особенностью реализации мер бюджетного принуждения в этом случае необходимо признать прямое исполнение Банком России мер бюджетного принуждения в отношении должников без вовлечения в процесс органов казначейства.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Следует обратить особое внимание на положение Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), который существует в финансовой системе Российской Федерации в роли централизованного кредитного посредника между федеральным центром и регионами. Как известно, полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти <22>, а их сущностная реализация предполагает применение мер бюджетного принуждения <23>. Следовательно, для целей бюджетного законодательства Банк России можно считать органом государственной власти с отнесением располагаемых им финансовых активов к средствам консолидированного бюджета либо казны. Прямое и опосредованное кредитование или предоставление ликвидности регионам, крупнейшим налогоплательщикам <24> и системообразующим организациям, в том числе посредством использования механизма залога ценных бумаг <25>, включенных в ломбардный список <26>, или прав требования по кредитным договорам необходимо рассматривать как предоставление иных межбюджетных трансфертов. Особенностью реализации мер бюджетного принуждения в этом случае необходимо признать прямое исполнение Банком России мер бюджетного принуждения в отношении должников без вовлечения в процесс органов казначейства.
Нормативные акты
Решение Совета директоров Банка России от 13.10.2023
"О кредитных рейтингах, используемых для целей формирования Ломбардного списка Банка России"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О кредитных рейтингах, используемых для целей формирования Ломбардного списка Банка России"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ