Ликвидация жилищного кооператива
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация жилищного кооператива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Жилищный кооператив
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ликвидация жилищного накопительного кооператива
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ликвидация жилищного накопительного кооператива
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Ликвидация потребительских кооперативов и СНТ
(КонсультантПлюс, 2025)В требовании ЦБ РФ о ликвидации жилищного накопительного кооператива могут отказать, несмотря на наличие многочисленных нарушений, если будет установлено, что его ликвидация приведет к утрате возможности удовлетворения денежных требований к нему
(КонсультантПлюс, 2025)В требовании ЦБ РФ о ликвидации жилищного накопительного кооператива могут отказать, несмотря на наличие многочисленных нарушений, если будет установлено, что его ликвидация приведет к утрате возможности удовлетворения денежных требований к нему
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
(ред. от 04.11.2025)Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перед проведением собрания участников строительства, на котором будет рассматриваться вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства, конкурсный управляющий информирует участников строительства о порядке создания, функционирования, преобразования и ликвидации жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе о правах и об обязанностях членов такого кооператива, и обеспечивает ознакомление участников строительства с указанной информацией под роспись или посредством направления им заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перед проведением собрания участников строительства, на котором будет рассматриваться вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства, конкурсный управляющий информирует участников строительства о порядке создания, функционирования, преобразования и ликвидации жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе о правах и об обязанностях членов такого кооператива, и обеспечивает ознакомление участников строительства с указанной информацией под роспись или посредством направления им заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Как уже отмечалось, в научных работах присутствуют значительные дискуссии относительно понимания субсидиарного применения норм иных отраслей законодательства. Ученые сходятся лишь в том, что подобный юридико-технический прием необходим и служит удобным способом юридической экономии. Следует согласиться с исследователями, указывающими, что "законодатель практичен. Он руководствуется принципом <...> рационального пользования продуктом своего труда - законодательного материала. В силу этого нормотворческий орган поступает вполне обоснованно, когда вместо изложения в новом правовом акте уже опубликованных им правил только ссылается на источники, в которых они содержатся" [25]. Мы бы назвали такие ситуации прямым субсидиарным применением, прямо санкционированным соответствующими нормами ЖК РФ. Речь идет о значительном числе случаев, когда нормы основного источника жилищного законодательства напрямую отсылают к положениям ГК РФ: это и нормы о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на жилые помещения (ст. 18 ЖК РФ), и нормы о применении норм гражданского законодательства к договорам, заключаемым в отношении жилого помещения (ст. 30 ЖК РФ, ч. 18 ст. 32.1 ЖК РФ), и нормы о реализации собственником жилья своих правомочий (ст. 32.1 ЖК РФ, ч. 2, 6 ст. 36 ЖК РФ), и нормы о применении оснований недействительности сделок, установленных в ГК РФ (ч. 1 ст. 75 ЖК РФ), и нормы о реорганизации и ликвидации юридических лиц применительно к жилищным кооперативам и товариществам собственников жилья (ч. 1.1 ст. 110, ст. 123, ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 141 ЖК РФ), а также некоторые другие. Всего в ЖК РФ существует девятнадцать прямых отсылок к применению положений ГК РФ.
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Как уже отмечалось, в научных работах присутствуют значительные дискуссии относительно понимания субсидиарного применения норм иных отраслей законодательства. Ученые сходятся лишь в том, что подобный юридико-технический прием необходим и служит удобным способом юридической экономии. Следует согласиться с исследователями, указывающими, что "законодатель практичен. Он руководствуется принципом <...> рационального пользования продуктом своего труда - законодательного материала. В силу этого нормотворческий орган поступает вполне обоснованно, когда вместо изложения в новом правовом акте уже опубликованных им правил только ссылается на источники, в которых они содержатся" [25]. Мы бы назвали такие ситуации прямым субсидиарным применением, прямо санкционированным соответствующими нормами ЖК РФ. Речь идет о значительном числе случаев, когда нормы основного источника жилищного законодательства напрямую отсылают к положениям ГК РФ: это и нормы о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на жилые помещения (ст. 18 ЖК РФ), и нормы о применении норм гражданского законодательства к договорам, заключаемым в отношении жилого помещения (ст. 30 ЖК РФ, ч. 18 ст. 32.1 ЖК РФ), и нормы о реализации собственником жилья своих правомочий (ст. 32.1 ЖК РФ, ч. 2, 6 ст. 36 ЖК РФ), и нормы о применении оснований недействительности сделок, установленных в ГК РФ (ч. 1 ст. 75 ЖК РФ), и нормы о реорганизации и ликвидации юридических лиц применительно к жилищным кооперативам и товариществам собственников жилья (ч. 1.1 ст. 110, ст. 123, ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 141 ЖК РФ), а также некоторые другие. Всего в ЖК РФ существует девятнадцать прямых отсылок к применению положений ГК РФ.
Статья: Жилищно-строительный кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ликвидация ЖСК представляет собой способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). ЖСК как юридическое лицо ликвидируется по решению общего собрания. Статьей 61 ГК РФ предусмотрены и иные основания ликвидации жилищного кооператива:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ликвидация ЖСК представляет собой способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). ЖСК как юридическое лицо ликвидируется по решению общего собрания. Статьей 61 ГК РФ предусмотрены и иные основания ликвидации жилищного кооператива:
Ситуация: Установлены ли ограничения на повышение тарифов ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отличие от законодательства, регулирующего иные виды муниципального контроля, в ЖК РФ непосредственно закреплено полномочие органа муниципального жилищного контроля обращаться в суд с заявлениями: 1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ; 2) о ликвидации ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ; 6) о понуждении к исполнению предписания (ч. 12 ст. 20). Как видим, это довольно серьезное полномочие, но контрольный орган должен собрать и представить суду доказательства нарушений.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отличие от законодательства, регулирующего иные виды муниципального контроля, в ЖК РФ непосредственно закреплено полномочие органа муниципального жилищного контроля обращаться в суд с заявлениями: 1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ; 2) о ликвидации ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ; 6) о понуждении к исполнению предписания (ч. 12 ст. 20). Как видим, это довольно серьезное полномочие, но контрольный орган должен собрать и представить суду доказательства нарушений.