Ликвидация свалок на землях лесного фонда

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация свалок на землях лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 N 88-16788/2023
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Обстоятельства: При проведении проверки выявлена несанкционированная свалка, размещенная в границах муниципального образования без учета требований в области охраны окружающей среды.
Решение: Удовлетворено.
Совокупность приведенных норм в их системном толковании предполагает, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности и не переданном по договору аренды, подлежит ликвидации органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству. При этом отсутствие в Правилах санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом, и не возлагает такие обязанности на орган, осуществляющий контроль за оборотом отходов производства и потребления.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2023 N 88А-6825/2023 по делу N 2а-3662/2022
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании незаконным бездействия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: При проведении проверки выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов уполномоченными органами не приняты.
Решение: Удовлетворено в части.
Доводы кассационной жалобы (дополнение) о применении судами норм утратившего силу постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку отсутствие в новых Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)
Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Нормативные акты

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
3. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".