Ликвидация свалок на землях лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация свалок на землях лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории Республики Башкортостан является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88А-10169/2024 (УИД 55RS0002-01-2023-006384-45)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, возложении обязанности ликвидировать отходы.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории лесничества, вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако меры ответчиком не приняты, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о применении судами норм утратившего силу постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 года N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку отсутствие в новых Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает исполнение уполномоченным органом спорной обязанности по проведению санитарно-защитных мероприятий.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, возложении обязанности ликвидировать отходы.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории лесничества, вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако меры ответчиком не приняты, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о применении судами норм утратившего силу постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 года N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку отсутствие в новых Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает исполнение уполномоченным органом спорной обязанности по проведению санитарно-защитных мероприятий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Разъяснение по вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
("Официальный сайт Рослесхоза", 2020)"Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Рослесхоза", 2020)"Официальный сайт Рослесхоза rosleshoz.gov.ru", 2020
Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 80.3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 80.3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде