Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение государственным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно применив к правоотношениям сторон положения пунктов 16, 17, 18 Правил N 1156, суды обоснованно указали, что возмещение затрат регионального оператора (истца) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию, осуществляется непосредственно Агентством (органом, уполномоченным на управление имуществом)..."
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно применив к правоотношениям сторон положения пунктов 16, 17, 18 Правил N 1156, суды обоснованно указали, что возмещение затрат регионального оператора (истца) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию, осуществляется непосредственно Агентством (органом, уполномоченным на управление имуществом)..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 215 "Право муниципальной собственности" ГК РФТаким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с муниципального образования город Курск в лице администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования город Курск в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 143117 руб. 43 коп."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ четыре контракта с одним исполнителем на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ четыре контракта с одним исполнителем на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Региональный оператор обратился в суд с иском к муниципальному образованию в лице администрации городского округа о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Региональный оператор обратился в суд с иском к муниципальному образованию в лице администрации городского округа о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления не должны нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования (абз. 4 п. 7 Постановления КС РФ N 27).
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления не должны нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования (абз. 4 п. 7 Постановления КС РФ N 27).
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отменяя решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на товарищество обязанности ликвидировать отвалы размываемых грунтов в прибрежной полосе ручья и провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств, суд округа исходил из следующего.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отменяя решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на товарищество обязанности ликвидировать отвалы размываемых грунтов в прибрежной полосе ручья и провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств, суд округа исходил из следующего.
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)предусмотрены доптребования к участникам закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (позиция 38 Приложения), работ по геологическому изучению недр (позиция 39 Приложения), работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (позиция 40 Приложения), услуг по оценке недвижимого имущества (позиция 41 Приложения).
(КонсультантПлюс, 2025)предусмотрены доптребования к участникам закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (позиция 38 Приложения), работ по геологическому изучению недр (позиция 39 Приложения), работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (позиция 40 Приложения), услуг по оценке недвижимого имущества (позиция 41 Приложения).
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, некоторые государственные органы <13> обосновывают необходимость ликвидации несанкционированных мест размещения отходов силами региональных властей со ссылками как на нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды", регламентирующие порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде, так и на нормы Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закрепляющие круг полномочий органов государственной власти субъектов в области обращения с отходами.
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, некоторые государственные органы <13> обосновывают необходимость ликвидации несанкционированных мест размещения отходов силами региональных властей со ссылками как на нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды", регламентирующие порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде, так и на нормы Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закрепляющие круг полномочий органов государственной власти субъектов в области обращения с отходами.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.