Ликвидация несанкционированных свалок в лесах

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация несанкционированных свалок в лесах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 305-ЭС21-6157 по делу N А41-7130/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании освободить лесной участок от строительного и бытового мусора.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку общество допустило бездействие: не произвело очистку спорного участка лесного фонда от строительного и бытового мусора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Ссылка Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2020 N 309-ЭС20-14768 об отказе в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования на судебный акт, в котором сделан вывод об отсутствии у сетевой организации обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, несостоятелен, поскольку в данном деле вопрос касался ликвидации свалки, образовавшейся на муниципальной земле в населенном пункте, а не на лесных землях, для которых установлены специальные правила содержания лесных просек линейных объектов в целях пожарной безопасности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)
Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)
Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Принимая во внимание круг полномочий министерства по охране лесов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должно обеспечивать в лесах этого субъекта соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, принимать другие меры по охране лесов от загрязнения. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, должна возлагаться также на министерство.