Ликвидация негосударственного обрАзовательного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация негосударственного обрАзовательного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 107-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайленко Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации"1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, гражданину С.А. Михайленко - индивидуальному предпринимателю было отказано в удовлетворении иска о взыскании суммы материального ущерба к ряду граждан, являвшихся учредителями негосударственного образовательного учреждения, ликвидированного по судебному решению.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайленко Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации"1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, гражданину С.А. Михайленко - индивидуальному предпринимателю было отказано в удовлетворении иска о взыскании суммы материального ущерба к ряду граждан, являвшихся учредителями негосударственного образовательного учреждения, ликвидированного по судебному решению.
Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2018 N 309-ЭС18-12349 по делу N А07-9509/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, понесенных в связи с участием представителя в деле об административном правонарушении и уплатой государственной пошлины.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, так как несение расходов подтверждено, их размер снижен с учетом принципов справедливости, соразмерности и пропорциональности размеру удовлетворенных требований, судебные расходы отнесению на вторую сторону не подлежат в той части требований, в удовлетворении которых судом отказано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, изучив кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Салаватская специализированная детскоюношеская спортивная школа "Снайпер" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2017, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2018 по делу N А07-9509/2017 по иску учреждения к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - министерство) о взыскании убытков, судебных расходов на оплату услуг представителя,
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, понесенных в связи с участием представителя в деле об административном правонарушении и уплатой государственной пошлины.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, так как несение расходов подтверждено, их размер снижен с учетом принципов справедливости, соразмерности и пропорциональности размеру удовлетворенных требований, судебные расходы отнесению на вторую сторону не подлежат в той части требований, в удовлетворении которых судом отказано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, изучив кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Салаватская специализированная детскоюношеская спортивная школа "Снайпер" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2017, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2018 по делу N А07-9509/2017 по иску учреждения к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - министерство) о взыскании убытков, судебных расходов на оплату услуг представителя,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности государственной регистрации негосударственной (частной) образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На негосударственные образовательные учреждения распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На негосударственные образовательные учреждения распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
"Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
(постатейный)
(Батяев А.А., Наумова Р.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)- реорганизация и ликвидация негосударственного образовательного учреждения и т.п.
(постатейный)
(Батяев А.А., Наумова Р.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)- реорганизация и ликвидация негосударственного образовательного учреждения и т.п.
Нормативные акты
"Модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)3. Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)3. Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
"Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе"
(постатейный)
(под ред. Н.А. Петухова)
("За права военнослужащих", 2003)з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.
(постатейный)
(под ред. Н.А. Петухова)
("За права военнослужащих", 2003)з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.
"Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования"
(под ред. О.Н. Петюковой)
("Деловой двор", 2015)Распоряжение Правительства Ставропольского края от 01.03.2013 N 51-рп "Об утверждении поэтапной Программы ("дорожной карты") по устранению в Ставропольском крае дефицита мест в муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 2013 - 2015 годы".
(под ред. О.Н. Петюковой)
("Деловой двор", 2015)Распоряжение Правительства Ставропольского края от 01.03.2013 N 51-рп "Об утверждении поэтапной Программы ("дорожной карты") по устранению в Ставропольском крае дефицита мест в муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 2013 - 2015 годы".
"Некоммерческие организации"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения (процедура ликвидации путем банкротства к учреждениям согласно п. 4 ст. 61 ГК не применяется).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения (процедура ликвидации путем банкротства к учреждениям согласно п. 4 ст. 61 ГК не применяется).
Статья: Соотношение общих и специальных норм в законодательстве о некоммерческих организациях
(Егоров А.В.)
("Юрист", 2007, N 5)Например, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются Федеральным законом от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" <18>. Образовательные учреждения подчиняются правилам Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" с последующими изменениями <19>. Некоммерческие организации культуры в своей деятельности руководствуются Законом РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <20>.
(Егоров А.В.)
("Юрист", 2007, N 5)Например, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются Федеральным законом от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" <18>. Образовательные учреждения подчиняются правилам Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" с последующими изменениями <19>. Некоммерческие организации культуры в своей деятельности руководствуются Законом РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <20>.
"Образовательное законодательство России. Новая веха развития: Монография"
(под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2015)<5> Распоряжение правительства Ставропольского края от 1 марта 2013 г. N 51-рп "Об утверждении поэтапной программы ("дорожная карта") по устранению в Ставропольском крае дефицита мест в муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 2013 - 2015 гг."; распоряжение губернатора Амурской области от 1 марта 2013 г. N 36-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях" и др.
(под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2015)<5> Распоряжение правительства Ставропольского края от 1 марта 2013 г. N 51-рп "Об утверждении поэтапной программы ("дорожная карта") по устранению в Ставропольском крае дефицита мест в муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 2013 - 2015 гг."; распоряжение губернатора Амурской области от 1 марта 2013 г. N 36-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях" и др.
"Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих"
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)Офицерам, призванным на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера, оклады по воинским званиям выплачиваются со дня убытия к месту прохождения военной службы, указанного в предписании военного комиссариата, в установленном порядке. Офицерам, призванным на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, оклады по воинским званиям выплачиваются со дня убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании этих образовательных учреждений, в установленном порядке.
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)Офицерам, призванным на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера, оклады по воинским званиям выплачиваются со дня убытия к месту прохождения военной службы, указанного в предписании военного комиссариата, в установленном порядке. Офицерам, призванным на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, оклады по воинским званиям выплачиваются со дня убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании этих образовательных учреждений, в установленном порядке.
Статья: К вопросу о реформировании системы аттестации научных и научно-педагогических кадров
(Петров С.М., Грудцына Л.Ю.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 1)При ориентации на зарубежный опыт следовало бы либо вовсе ликвидировать ВАК, как лишнее в процессе аттестации научных и научно-педагогических кадров бюрократическое учреждение, и стремиться к тому, чтобы функции ВАК передать самим университетам (здесь возможна вариативность: например, оставить возможность создавать диссертационные советы только в государственных университетах). Однако столь радикальный подход в условиях современной России довольно опасен, поскольку общая зараженность коррупцией всех государственных и негосударственных образовательных и научных учреждений может дискредитировать саму систему аттестации и разрушить ее новый облик. Скорее всего, сегодня требуется резко снизить регулирующие полномочия ВАК и расширить разрешительные и контрольные, а также функцию выдачи аттестационных документов. Однако это - функции государства. Сам же ВАК должен постепенно трансформироваться во вполне легальный экспертный совет при федеральном органе власти, осуществляющем регулирующие функции в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров. Естественно, что функции экспертизы диссертаций также постепенно должны перейти на усмотрение организаций и лишь в крайнем случае осуществляться контрольным органом.
(Петров С.М., Грудцына Л.Ю.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 1)При ориентации на зарубежный опыт следовало бы либо вовсе ликвидировать ВАК, как лишнее в процессе аттестации научных и научно-педагогических кадров бюрократическое учреждение, и стремиться к тому, чтобы функции ВАК передать самим университетам (здесь возможна вариативность: например, оставить возможность создавать диссертационные советы только в государственных университетах). Однако столь радикальный подход в условиях современной России довольно опасен, поскольку общая зараженность коррупцией всех государственных и негосударственных образовательных и научных учреждений может дискредитировать саму систему аттестации и разрушить ее новый облик. Скорее всего, сегодня требуется резко снизить регулирующие полномочия ВАК и расширить разрешительные и контрольные, а также функцию выдачи аттестационных документов. Однако это - функции государства. Сам же ВАК должен постепенно трансформироваться во вполне легальный экспертный совет при федеральном органе власти, осуществляющем регулирующие функции в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров. Естественно, что функции экспертизы диссертаций также постепенно должны перейти на усмотрение организаций и лишь в крайнем случае осуществляться контрольным органом.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
(постатейный)
(Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В.)
("Законодательство и экономика", 2007, N 3)6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
(постатейный)
(Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В.)
("Законодательство и экономика", 2007, N 3)6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
"Комментарий к Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Ткач А.Н.)
("Юстицинформ", 2006)з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Ткач А.Н.)
("Юстицинформ", 2006)з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах;
"Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("ИНФРА-М", 2000)Если государственный служащий желает повысить квалификацию или пройти переподготовку в негосударственном образовательном учреждении, федеральный государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки в государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии). Остальные расходы государственный служащий возмещает из личных средств.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("ИНФРА-М", 2000)Если государственный служащий желает повысить квалификацию или пройти переподготовку в негосударственном образовательном учреждении, федеральный государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки в государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии). Остальные расходы государственный служащий возмещает из личных средств.