Ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение государственным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно применив к правоотношениям сторон положения пунктов 16, 17, 18 Правил N 1156, суды обоснованно указали, что возмещение затрат регионального оператора (истца) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию, осуществляется непосредственно Агентством (органом, уполномоченным на управление имуществом)..."
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно применив к правоотношениям сторон положения пунктов 16, 17, 18 Правил N 1156, суды обоснованно указали, что возмещение затрат регионального оператора (истца) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию, осуществляется непосредственно Агентством (органом, уполномоченным на управление имуществом)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Региональный оператор обратился в суд с иском к муниципальному образованию в лице администрации городского округа о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Региональный оператор обратился в суд с иском к муниципальному образованию в лице администрации городского округа о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Более того, решение проблемы несанкционированных свалок в рамках правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к твердым коммунальным отходам нивелирует положение регионального оператора, к числу обязанностей которого, помимо прочего, отнесено проведение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае неисполнения собственником земельного участка соответствующих ликвидационных мероприятий <14>.
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Более того, решение проблемы несанкционированных свалок в рамках правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к твердым коммунальным отходам нивелирует положение регионального оператора, к числу обязанностей которого, помимо прочего, отнесено проведение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае неисполнения собственником земельного участка соответствующих ликвидационных мероприятий <14>.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о том, какие действия органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования суд может расценить как умышленные неправомерные, лишающие орган местного самоуправления права на софинансирование (возмещение) расходов муниципального образования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, требует законодательного решения.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о том, какие действия органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования суд может расценить как умышленные неправомерные, лишающие орган местного самоуправления права на софинансирование (возмещение) расходов муниципального образования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, требует законодательного решения.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.