Ликвидация частного обрАзовательного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация частного обрАзовательного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.10.2018 N 67-КГ18-16
Обстоятельства: Определением апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения, поскольку подана лицом, не участвующим в деле, кроме того, вопрос о его правах и обязанностях судом первой инстанции не разрешался.
Решение: Определение отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей, поскольку судом не учтено, что судом первой инстанции принято решение о ликвидации юридического лица, собственником имущества которого является заявитель, тем самым был разрешен вопрос о его правах и обязанностях, вследствие чего он имеет право на обжалование судебного акта в апелляционном порядке.Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Бьюти Форум" и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обстоятельства: Определением апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения, поскольку подана лицом, не участвующим в деле, кроме того, вопрос о его правах и обязанностях судом первой инстанции не разрешался.
Решение: Определение отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей, поскольку судом не учтено, что судом первой инстанции принято решение о ликвидации юридического лица, собственником имущества которого является заявитель, тем самым был разрешен вопрос о его правах и обязанностях, вследствие чего он имеет право на обжалование судебного акта в апелляционном порядке.Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Бьюти Форум" и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 295 "Право апелляционного обжалования" КАС РФ
(О.М. Кабанов)Мотивированное подачей апелляционной жалобы на решение суда о ликвидации некоммерческой организации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по заявлению Главного управления Минюста России по субъекту Российской Федерации лицом, не участвующим в деле, определение об оставлении ее без рассмотрения отменено на основании ст. 295 КАС РФ, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе, так как заявитель является учредителем частного образовательного учреждения и решение о ликвидации юридического лица, собственником имущества которого является заявитель, разрешает вопрос о его правах и обязанностях, вследствие чего он имеет право на обжалование данного решения в апелляционном порядке.
(О.М. Кабанов)Мотивированное подачей апелляционной жалобы на решение суда о ликвидации некоммерческой организации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по заявлению Главного управления Минюста России по субъекту Российской Федерации лицом, не участвующим в деле, определение об оставлении ее без рассмотрения отменено на основании ст. 295 КАС РФ, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе, так как заявитель является учредителем частного образовательного учреждения и решение о ликвидации юридического лица, собственником имущества которого является заявитель, разрешает вопрос о его правах и обязанностях, вследствие чего он имеет право на обжалование данного решения в апелляционном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае если имущества образовательной организации недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, в силу абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве указанной организации. Приведенная норма не касается образовательных учреждений (в том числе частных учреждений), которые не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК), поскольку при недостаточности имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, оставшаяся часть требований кредиторов может быть удовлетворена в судебном порядке за счет собственников имущества этих учреждений. Образовательные организации иных организационно-правовых форм могут быть признаны банкротами в установленном законом порядке.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае если имущества образовательной организации недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, в силу абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве указанной организации. Приведенная норма не касается образовательных учреждений (в том числе частных учреждений), которые не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК), поскольку при недостаточности имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, оставшаяся часть требований кредиторов может быть удовлетворена в судебном порядке за счет собственников имущества этих учреждений. Образовательные организации иных организационно-правовых форм могут быть признаны банкротами в установленном законом порядке.
Вопрос: При ликвидации частного неаккредитованного образовательного учреждения высшего профессионального образования администрация отказала студентам данного вуза в их переводе в другие образовательные учреждения для продолжения обучения. Правомерен ли отказ в переводе студентов в другие вузы?
(Консультация эксперта, Рособрнадзор, 2012)Вопрос: При ликвидации частного неаккредитованного образовательного учреждения высшего профессионального образования администрация отказала студентам данного вуза в их переводе в другие образовательные учреждения для продолжения обучения. Правомерен ли отказ в переводе студентов в другие вузы?
(Консультация эксперта, Рособрнадзор, 2012)Вопрос: При ликвидации частного неаккредитованного образовательного учреждения высшего профессионального образования администрация отказала студентам данного вуза в их переводе в другие образовательные учреждения для продолжения обучения. Правомерен ли отказ в переводе студентов в другие вузы?
Нормативные акты
"Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов"
(утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)Так, в рамках выполнения пункта 1.4 протокола заседания Комиссии при Главе Республики Бурятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.06.2019 N 23 и по инициативе Главного управления МЧС России по Республике Бурятия 21.01.2020 создано частное общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная охрана Республики Бурятия" <13>.
(утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)Так, в рамках выполнения пункта 1.4 протокола заседания Комиссии при Главе Республики Бурятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.06.2019 N 23 и по инициативе Главного управления МЧС России по Республике Бурятия 21.01.2020 создано частное общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная охрана Республики Бурятия" <13>.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599
"О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
"О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
"Некоммерческие организации"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения (процедура ликвидации путем банкротства к учреждениям согласно п. 4 ст. 61 ГК не применяется).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения (процедура ликвидации путем банкротства к учреждениям согласно п. 4 ст. 61 ГК не применяется).
Вопрос: ...В 2010 г. двумя гражданами создано частное образовательное учреждение. Предусмотрена ли ответственность, если после вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ учредители не примут решение о преобразовании учреждения?
(Консультация эксперта, 2014)Проанализировав приведенные положения, следует заключить, что с 01.09.2014 действует императивная норма о невозможности соучредительства при создании учреждения. Данная норма распространяется на все учреждения, в том числе частные образовательные учреждения. В положения Закона N 273-ФЗ будут внесены изменения, направленные на приведение редакции данного Закона в соответствие с ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2014)Проанализировав приведенные положения, следует заключить, что с 01.09.2014 действует императивная норма о невозможности соучредительства при создании учреждения. Данная норма распространяется на все учреждения, в том числе частные образовательные учреждения. В положения Закона N 273-ФЗ будут внесены изменения, направленные на приведение редакции данного Закона в соответствие с ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ).
"Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании"
(постатейный)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юристъ", 1998)§ 2. Реорганизация образовательного учреждения - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, изменение организационно - правовой формы, например, образовательное учреждение было муниципальным, стало муниципально - негосударственным (частным) и т.д. (ст. 57 ГК РФ).
(постатейный)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юристъ", 1998)§ 2. Реорганизация образовательного учреждения - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, изменение организационно - правовой формы, например, образовательное учреждение было муниципальным, стало муниципально - негосударственным (частным) и т.д. (ст. 57 ГК РФ).
Вопрос: Частное образовательное учреждение имеет задолженность по налогам, пеням, штрафам. Вправе ли налоговый орган при недостаточности у учреждения средств взыскать задолженность с учредителя (собственника имущества налогоплательщика) в порядке субсидиарной ответственности (учреждение не ликвидируется)?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Частное образовательное учреждение имеет задолженность по налогам, пеням, штрафам. Вправе ли налоговый орган при недостаточности у учреждения средств взыскать задолженность с учредителя (собственника имущества налогоплательщика) в порядке субсидиарной ответственности (учреждение не ликвидируется)?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Частное образовательное учреждение имеет задолженность по налогам, пеням, штрафам. Вправе ли налоговый орган при недостаточности у учреждения средств взыскать задолженность с учредителя (собственника имущества налогоплательщика) в порядке субсидиарной ответственности (учреждение не ликвидируется)?
"Комментарий к Закону РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В том случае, если гражданин перешел на другую форму обучения - заочную или вечернюю, он утрачивает право на получение ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Образовательные учреждения могут быть государственными, частными, муниципальными, религиозными. Организационно-правовая форма образовательного учреждения не играет роли в реализации права на получение ежемесячной компенсации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В том случае, если гражданин перешел на другую форму обучения - заочную или вечернюю, он утрачивает право на получение ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Образовательные учреждения могут быть государственными, частными, муниципальными, религиозными. Организационно-правовая форма образовательного учреждения не играет роли в реализации права на получение ежемесячной компенсации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.
"Все о некоммерческих юридических лицах"
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2014)Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2014)Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Вопрос: Уволенный работник детского сада (частного образовательного учреждения) обратился в суд с иском о взыскании заработной платы с учредителя ликвидированного детского сада. Несет ли учредитель ответственность по обязательствам учреждения в этом случае? Может ли суд взыскать заработную плату с учредителя?
(Консультация эксперта, 2019)Вопрос: Уволенный работник детского сада (частного образовательного учреждения) обратился в суд с иском о взыскании заработной платы с учредителя ликвидированного детского сада. Несет ли учредитель ответственность по обязательствам учреждения в этом случае? Может ли суд взыскать заработную плату с учредителя?
(Консультация эксперта, 2019)Вопрос: Уволенный работник детского сада (частного образовательного учреждения) обратился в суд с иском о взыскании заработной платы с учредителя ликвидированного детского сада. Несет ли учредитель ответственность по обязательствам учреждения в этом случае? Может ли суд взыскать заработную плату с учредителя?
"Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография"
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Между тем в настоящее время пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по общему правилу до достижения им возраста полутора лет, что не обеспечивает его потребности в уходе после достижения указанного возраста. Хотя теоретически (и юридически) предусмотрена возможность предоставления услуг детских дошкольных учреждений по достижении двухмесячного возраста ребенка, нахождение в таком учреждении в столь раннем возрасте заведомо неблагоприятно для ребенка и может рассматриваться как исключение, а не правило. Известно, что и проблема обеспечения детей услугами указанных учреждений исходит из желательности их предоставления детям в возрасте от трех лет. Так, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предписывается Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях. И сами семьи (женщины) в подавляющем большинстве стараются организовать индивидуальный уход за детьми раннего возраста.
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Между тем в настоящее время пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по общему правилу до достижения им возраста полутора лет, что не обеспечивает его потребности в уходе после достижения указанного возраста. Хотя теоретически (и юридически) предусмотрена возможность предоставления услуг детских дошкольных учреждений по достижении двухмесячного возраста ребенка, нахождение в таком учреждении в столь раннем возрасте заведомо неблагоприятно для ребенка и может рассматриваться как исключение, а не правило. Известно, что и проблема обеспечения детей услугами указанных учреждений исходит из желательности их предоставления детям в возрасте от трех лет. Так, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предписывается Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях. И сами семьи (женщины) в подавляющем большинстве стараются организовать индивидуальный уход за детьми раннего возраста.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
(постатейный)
(Сытинская М.В., Шкатулла В.И.)
(отв. ред. В.И. Шкатулла)
("Юстицинформ", 2009)Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
(постатейный)
(Сытинская М.В., Шкатулла В.И.)
(отв. ред. В.И. Шкатулла)
("Юстицинформ", 2009)Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
"Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Как известно, в Российской Федерации наряду с государственными и частными образовательными учреждениями могут создаваться муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, т.е. органы местного самоуправления в силу законодательных положений могут выступать в качестве учредителей таких учебных заведений. Законодатель в комментируемой норме закрепляет за органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что подобные полномочия органов местного самоуправления городских округов шире, чем полномочия, предоставляемые законодателем местным администрациям соответствующих муниципальных районов. Последние, исходя из положений комментируемой нормы, вправе только устанавливать порядок реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых они выполняют. Такая позиция законодателя обусловлена положениям п. 7 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района осуществляют функции учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находившихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Как известно, в Российской Федерации наряду с государственными и частными образовательными учреждениями могут создаваться муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, т.е. органы местного самоуправления в силу законодательных положений могут выступать в качестве учредителей таких учебных заведений. Законодатель в комментируемой норме закрепляет за органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что подобные полномочия органов местного самоуправления городских округов шире, чем полномочия, предоставляемые законодателем местным администрациям соответствующих муниципальных районов. Последние, исходя из положений комментируемой нормы, вправе только устанавливать порядок реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых они выполняют. Такая позиция законодателя обусловлена положениям п. 7 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района осуществляют функции учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находившихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.