Личная заинтересованность при осуществлении закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Личная заинтересованность при осуществлении закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций).
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39, ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, п. п. 5.2 - 5.4 Методических рекомендаций по проведению работы, направленной на выявление личной заинтересованности при осуществлении закупок, утвержденных Минтрудом России
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39, ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, п. п. 5.2 - 5.4 Методических рекомендаций по проведению работы, направленной на выявление личной заинтересованности при осуществлении закупок, утвержденных Минтрудом России
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке. Понятие "личная заинтересованность" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке. Понятие "личная заинтересованность" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Таким образом, Верховный Суд РФ допускает ситуацию, когда у организатора торгов или заказчика трудится работник, имеющий личную заинтересованность в результатах осуществления закупки, однако это не влечет отклонения заявки лица, с которым такой работник аффилирован. Главное - отсутствие в должностной инструкции этого работника формальных полномочий, позволяющих ему участвовать в закупочном процессе и определять его результат.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Таким образом, Верховный Суд РФ допускает ситуацию, когда у организатора торгов или заказчика трудится работник, имеющий личную заинтересованность в результатах осуществления закупки, однако это не влечет отклонения заявки лица, с которым такой работник аффилирован. Главное - отсутствие в должностной инструкции этого работника формальных полномочий, позволяющих ему участвовать в закупочном процессе и определять его результат.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Под лицами, имеющими личную заинтересованность в результатах осуществления закупки, понимаются в т.ч. физические лица:
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Под лицами, имеющими личную заинтересованность в результатах осуществления закупки, понимаются в т.ч. физические лица:
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<13> Согласно ч. 22 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае установления личной заинтересованности члена комиссии по осуществлению закупок в заключении и исполнении контракта такой контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок. Такая заинтересованность заключается в возможности получения членами комиссии доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<13> Согласно ч. 22 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае установления личной заинтересованности члена комиссии по осуществлению закупок в заключении и исполнении контракта такой контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок. Такая заинтересованность заключается в возможности получения членами комиссии доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.