Лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 16.05.2025 по делу N 7-8033/2025 (УИД 77RS0033-02-2024-020109-02)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении маршрутному транспорту или с включенными спецсигналами.
Решение: Отказано.Таким образом, представленные суду доказательства не являются достаточными для освобождения фио от административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку не подтверждают, факт использования зафиксированного в автоматическом режиме транспортного средства в юридически значимый период времени именно в качестве легкового такси. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, доводы о внесении транспортного средства в реестр легковых такси и путевой лист N АИГП N 5-45 за 25 декабря 2023 года как сами по себе, так и в совокупности, в отсутствии иных объективных доказательств, не подтверждают факт использования транспортного средства марки марка автомобиля регистрационный знак ТС, в качестве легкового такси в момент, относящийся к обстоятельствам административного правонарушения. Приложенная к жалобе распечатка чеков по оплате перевозок пассажиров и багажа за декабрь 2023 года, не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в ней сведения не позволяют отнести их к событиям (дате, времени и месте) вменяемого административного правонарушения. Иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы в данной части, суду не представлено и к жалобе не приложено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении маршрутному транспорту или с включенными спецсигналами.
Решение: Отказано.Таким образом, представленные суду доказательства не являются достаточными для освобождения фио от административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку не подтверждают, факт использования зафиксированного в автоматическом режиме транспортного средства в юридически значимый период времени именно в качестве легкового такси. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, доводы о внесении транспортного средства в реестр легковых такси и путевой лист N АИГП N 5-45 за 25 декабря 2023 года как сами по себе, так и в совокупности, в отсутствии иных объективных доказательств, не подтверждают факт использования транспортного средства марки марка автомобиля регистрационный знак ТС, в качестве легкового такси в момент, относящийся к обстоятельствам административного правонарушения. Приложенная к жалобе распечатка чеков по оплате перевозок пассажиров и багажа за декабрь 2023 года, не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в ней сведения не позволяют отнести их к событиям (дате, времени и месте) вменяемого административного правонарушения. Иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы в данной части, суду не представлено и к жалобе не приложено.
Решение Московского городского суда от 16.05.2025 по делу N 7-8038/2025 (УИД 77RS0033-02-2024-020098-35)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении маршрутному транспорту или с включенными спецсигналами.
Решение: Отказано.Таким образом, представленные суду доказательства не являются достаточными для освобождения фио от административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку не подтверждают, факт использования зафиксированного в автоматическом режиме транспортного средства в юридически значимый период времени именно в качестве легкового такси. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, доводы о внесении транспортного средства в реестр легковых такси и путевой лист N АИГП N 5-45 за 25 декабря 2023 года как сами по себе, так и в совокупности, в отсутствии иных объективных доказательств, не подтверждают факт использования транспортного средства марки марка автомобиля регистрационный знак ТС, в качестве легкового такси в момент, относящийся к обстоятельствам административного правонарушения. Приложенная к жалобе распечатка чеков по оплате перевозок пассажиров и багажа за декабрь 2023 года, не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в ней сведения не позволяют отнести их к событиям (дате, времени и месте) вменяемого административного правонарушения. Иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы в данной части, суду не представлено и к жалобе не приложено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении маршрутному транспорту или с включенными спецсигналами.
Решение: Отказано.Таким образом, представленные суду доказательства не являются достаточными для освобождения фио от административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку не подтверждают, факт использования зафиксированного в автоматическом режиме транспортного средства в юридически значимый период времени именно в качестве легкового такси. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, доводы о внесении транспортного средства в реестр легковых такси и путевой лист N АИГП N 5-45 за 25 декабря 2023 года как сами по себе, так и в совокупности, в отсутствии иных объективных доказательств, не подтверждают факт использования транспортного средства марки марка автомобиля регистрационный знак ТС, в качестве легкового такси в момент, относящийся к обстоятельствам административного правонарушения. Приложенная к жалобе распечатка чеков по оплате перевозок пассажиров и багажа за декабрь 2023 года, не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в ней сведения не позволяют отнести их к событиям (дате, времени и месте) вменяемого административного правонарушения. Иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы в данной части, суду не представлено и к жалобе не приложено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Необходимо ли перевозчикам, получившим лицензию на пассажирские перевозки для собственных нужд, включать транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок для собственных нужд, в реестр согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
Статья: Меры административно-процессуального принуждения, применяемые полицией в области дорожного движения
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Обратим внимание на практику применения данной меры принуждения. В соответствии с Постановлением по делу об административном правонарушении Троицкого районного суда г. Москвы от 22.02.2023 N 5-371/2023 гражданин И.С. Празян 16 февраля 2023 г. в 11 часов 30 минут занимался незаконной предпринимательской деятельностью без получения на это лицензии, в частности осуществлял пассажирские перевозки на транспортном средстве. Данные действия подпадают под норму ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ <7>.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Обратим внимание на практику применения данной меры принуждения. В соответствии с Постановлением по делу об административном правонарушении Троицкого районного суда г. Москвы от 22.02.2023 N 5-371/2023 гражданин И.С. Празян 16 февраля 2023 г. в 11 часов 30 минут занимался незаконной предпринимательской деятельностью без получения на это лицензии, в частности осуществлял пассажирские перевозки на транспортном средстве. Данные действия подпадают под норму ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ <7>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2030 года весовой и габаритный контроль не осуществляется в отношении автобусов, сведения о которых включены в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Сведения об автобусах, которые включены в реестр лицензий, передаются в ФГИС выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2030 года весовой и габаритный контроль не осуществляется в отношении автобусов, сведения о которых включены в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Сведения об автобусах, которые включены в реестр лицензий, передаются в ФГИС выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 N 195
(ред. от 26.10.2020)
"О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"4. Абзац четвертый постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5648).
(ред. от 26.10.2020)
"О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"4. Абзац четвертый постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5648).
Вопрос: Какие установлены правила осуществления перевозок пассажиров маршрутным такси?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) лицензия. Лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров транспортными средствами, имеющими, помимо места водителя, более 8 мест для сидения (п. п. 3, 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) лицензия. Лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров транспортными средствами, имеющими, помимо места водителя, более 8 мест для сидения (п. п. 3, 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616);
Вопрос: Требуется ли лицензия при перевозках автобусом для собственных нужд организации?
(Консультация эксперта, 2024)Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п. 4 Положения).
(Консультация эксперта, 2024)Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п. 4 Положения).
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п. 4 Положения о лицензировании).
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п. 4 Положения о лицензировании).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, осуществляющей автобусные пассажирские перевозки, операции, связанные с дооборудованием принадлежащего ей автопарка бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС/GPS?..
(Консультация эксперта, 2025)Одним из лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров является использование лицензиатом автобусов, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ, пп. "д" п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616).
(Консультация эксперта, 2025)Одним из лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров является использование лицензиатом автобусов, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ, пп. "д" п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) государственные услуги, оказываемые в целях приобретения частных прав или частного правового статуса, последующая реализация которых прямо (непосредственно) затрагивает публичные интересы (право государственной или муниципальной собственности, государственную, общественную, промышленную, транспортную, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану окружающей среды, благоустройство и т.п.), может оказать на них прямое (непосредственное) влияние и сопряжена с их обеспечением и соответственно с обременением их носителей специальными публично-правовыми (административными) обязанностями, например: услуги по предоставлению в пользование земельных, лесных участков, находящихся в государственной собственности, по предоставлению лицензий на пользование недрами, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом, на эксплуатацию опасных производственных объектов, по управлению многоквартирными домами, услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на размещение наружных рекламных конструкций, услуги по государственной регистрации транспортных средств, опасных производственных объектов, услуги по приему экзаменов на право управления транспортным средством;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) государственные услуги, оказываемые в целях приобретения частных прав или частного правового статуса, последующая реализация которых прямо (непосредственно) затрагивает публичные интересы (право государственной или муниципальной собственности, государственную, общественную, промышленную, транспортную, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану окружающей среды, благоустройство и т.п.), может оказать на них прямое (непосредственное) влияние и сопряжена с их обеспечением и соответственно с обременением их носителей специальными публично-правовыми (административными) обязанностями, например: услуги по предоставлению в пользование земельных, лесных участков, находящихся в государственной собственности, по предоставлению лицензий на пользование недрами, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом, на эксплуатацию опасных производственных объектов, по управлению многоквартирными домами, услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на размещение наружных рекламных конструкций, услуги по государственной регистрации транспортных средств, опасных производственных объектов, услуги по приему экзаменов на право управления транспортным средством;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Другой стороной является перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения. Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством. Кроме того, деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию, за исключением установленных законом случаев (п. п. 20 - 22, 24 - 25 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Так, не подлежит лицензированию перевозка, осуществляемая для реализации иной цели, нежели просто перемещение в пространстве (например, перевозка машинами скорой медицинской помощи, полиции и т.п.).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Другой стороной является перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения. Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством. Кроме того, деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию, за исключением установленных законом случаев (п. п. 20 - 22, 24 - 25 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Так, не подлежит лицензированию перевозка, осуществляемая для реализации иной цели, нежели просто перемещение в пространстве (например, перевозка машинами скорой медицинской помощи, полиции и т.п.).