Лицензия на грузоперевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на грузоперевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)законом не установлены обязанность или порядок выдачи конкретной лицензии (например, по перевозке пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации)
(КонсультантПлюс, 2025)законом не установлены обязанность или порядок выдачи конкретной лицензии (например, по перевозке пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая деятельность по перевозкам автомобильным транспортом подлежит лицензированию?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместо лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом действует специальное разрешение на перевозку опасных грузов в соответствии с п. 13 ст. 11 и ч. 1 ст. 31.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместо лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом действует специальное разрешение на перевозку опасных грузов в соответствии с п. 13 ст. 11 и ч. 1 ст. 31.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос: Требуется ли российской транспортной организации лицензия для осуществления собственным автотранспортом международной перевозки грузов (в Китай)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Требуется ли российской транспортной организации лицензия для осуществления собственным автотранспортом международной перевозки грузов (в Китай)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Требуется ли российской транспортной организации лицензия для осуществления собственным автотранспортом международной перевозки грузов (в Китай)?
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, в том числе при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, транспортных средств органов внутренних дел, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности органов внутренних дел, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, в том числе при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, транспортных средств органов внутренних дел, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности органов внутренних дел, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Статья: Важный личный документ как предмет преступления
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)2) не относящиеся к личности, но принадлежащие гражданину и позволяющие ему реализовать какие-либо права: страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) <38>, лицензионную карточку на перевозку пассажиров <39>; лицензию на перевозку груза по территории Российской Федерации, санитарный паспорт на полуприцеп (рефрижератор), путевой лист <40>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)2) не относящиеся к личности, но принадлежащие гражданину и позволяющие ему реализовать какие-либо права: страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) <38>, лицензионную карточку на перевозку пассажиров <39>; лицензию на перевозку груза по территории Российской Федерации, санитарный паспорт на полуприцеп (рефрижератор), путевой лист <40>.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В аналитических документах органов прокуратуры, исследованиях экологов отмечается, что интенсивное судоходство и перевалка грузов негативно сказывается на экологии морей, рек, озер, проливов, в том числе Керченского пролива. Из-за особенности течения эти загрязнения не отлагаются на дне и не образуют стационарную систему, благодаря чему катастрофическая ситуация у берегов Керчи не складывается, а замора рыб там не наблюдается. У берегов Таманского полуострова, наоборот, создана зона экологического риска с сероводородом в донных отложениях, где в придонном слое воды фиксируется гипоксия и аноксия, когда кислорода менее 30%. Свой вклад в загрязнение морской среды вносят суда под чужими флагами. Прокуроры и ученые отмечают, что в последние 5 лет не проводится очищение дна Таманского залива, в том числе от отходов, связанных с функционированием транспорта, что отрицательно сказывается на экологии <17>. Так, 22 февраля 2021 г. в Темрюкском районе был введен режим повышенной готовности в связи с отравлением членов команды сухогруза April, находящегося в Керченском проливе. Судно перевозило из Таганрога в турецкий порт Самсун около 1,5 тыс. т ферросилиция. Транспортировка такого груза регламентирована, в том числе и ГОСТами, и обладает третьей степенью опасности, поскольку в результате взаимодействия данного вещества с водой выделяется ядовитый газ. В результате отравления один член команды погиб, остальные были госпитализированы. Сухогруз отбуксировали на якорную стоянку. За время стоянки жители прибрежных населенных пунктов обнаружили множество мертвых чаек на берегу и вводе. Судно April шло под панамским флагом <18>, некоторое время потребовалось, чтобы установить, кто является судовладельцем судна. После того как владелец - гражданин Турции - был установлен, "Росморречфлот" начал вести с ним переговоры по буксировке судна, которые продолжались в течение нескольких недель. Все это время судно стояло в 3 км от берега на якорной стоянке. Подводную часть обследовали водолазы. Официально ущерб окружающей среде не был установлен. В настоящее время транспортная прокуратура проводит проверку по этому факту. Рассматриваемый случай связан с отсутствием должных требований к судам с чужими флагами. Так, если в российский порт заходит такое судно с опасным грузом, этому судну не нужна лицензия на подобные перевозки, а судну под российским флагом требуется, что ставит российских судовладельцев в неравные с иностранными судовладельцами конкурентные условия <19>. Аналогичный подход прежде применялся к требованиям о транспортной безопасности, которые не распространялись на иностранные суда, что было изменено Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ, внесшим поправки в Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <20>. На наш взгляд, требования российского законодательства об обязательности лицензии на перевозки опасных грузов должны распространяться и на иностранных перевозчиков.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В аналитических документах органов прокуратуры, исследованиях экологов отмечается, что интенсивное судоходство и перевалка грузов негативно сказывается на экологии морей, рек, озер, проливов, в том числе Керченского пролива. Из-за особенности течения эти загрязнения не отлагаются на дне и не образуют стационарную систему, благодаря чему катастрофическая ситуация у берегов Керчи не складывается, а замора рыб там не наблюдается. У берегов Таманского полуострова, наоборот, создана зона экологического риска с сероводородом в донных отложениях, где в придонном слое воды фиксируется гипоксия и аноксия, когда кислорода менее 30%. Свой вклад в загрязнение морской среды вносят суда под чужими флагами. Прокуроры и ученые отмечают, что в последние 5 лет не проводится очищение дна Таманского залива, в том числе от отходов, связанных с функционированием транспорта, что отрицательно сказывается на экологии <17>. Так, 22 февраля 2021 г. в Темрюкском районе был введен режим повышенной готовности в связи с отравлением членов команды сухогруза April, находящегося в Керченском проливе. Судно перевозило из Таганрога в турецкий порт Самсун около 1,5 тыс. т ферросилиция. Транспортировка такого груза регламентирована, в том числе и ГОСТами, и обладает третьей степенью опасности, поскольку в результате взаимодействия данного вещества с водой выделяется ядовитый газ. В результате отравления один член команды погиб, остальные были госпитализированы. Сухогруз отбуксировали на якорную стоянку. За время стоянки жители прибрежных населенных пунктов обнаружили множество мертвых чаек на берегу и вводе. Судно April шло под панамским флагом <18>, некоторое время потребовалось, чтобы установить, кто является судовладельцем судна. После того как владелец - гражданин Турции - был установлен, "Росморречфлот" начал вести с ним переговоры по буксировке судна, которые продолжались в течение нескольких недель. Все это время судно стояло в 3 км от берега на якорной стоянке. Подводную часть обследовали водолазы. Официально ущерб окружающей среде не был установлен. В настоящее время транспортная прокуратура проводит проверку по этому факту. Рассматриваемый случай связан с отсутствием должных требований к судам с чужими флагами. Так, если в российский порт заходит такое судно с опасным грузом, этому судну не нужна лицензия на подобные перевозки, а судну под российским флагом требуется, что ставит российских судовладельцев в неравные с иностранными судовладельцами конкурентные условия <19>. Аналогичный подход прежде применялся к требованиям о транспортной безопасности, которые не распространялись на иностранные суда, что было изменено Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ, внесшим поправки в Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <20>. На наш взгляд, требования российского законодательства об обязательности лицензии на перевозки опасных грузов должны распространяться и на иностранных перевозчиков.
Вопрос: О лицензировании деятельности по перевозкам опасного груза подкласса опасности 1.4S, номер ООН 0441, на внутреннем водном транспорте.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2024)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Ространснадзора", 2024)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2024
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для осуществления всех перечисленных перевозок, включая перевозки пассажиров и грузов, необходимо получение соответствующей лицензии.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для осуществления всех перечисленных перевозок, включая перевозки пассажиров и грузов, необходимо получение соответствующей лицензии.
Готовое решение: Как организовать периодические медосмотры водителей
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы осуществляете перевозки пассажиров и грузов по лицензии, то за такие нарушения вас могут привлечь к ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы осуществляете перевозки пассажиров и грузов по лицензии, то за такие нарушения вас могут привлечь к ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ;
Статья: О применении льготы по транспортному налогу: общий и частные случаи
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)В связи с этими обстоятельствами суд отклонил ссылки организации на положения устава, лицензии на перевозку пассажиров и грузов, а также на договоры страхования гражданской ответственности перед пассажирами за перевозку пассажиров, багажа и грузов. Данные документы не позволяют сделать вывод, что организация осуществляла перевозку грузов и пассажиров в качестве основного вида деятельности; фактически она производила авиационное обслуживание, а не грузо-пассажирские перевозки.
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)В связи с этими обстоятельствами суд отклонил ссылки организации на положения устава, лицензии на перевозку пассажиров и грузов, а также на договоры страхования гражданской ответственности перед пассажирами за перевозку пассажиров, багажа и грузов. Данные документы не позволяют сделать вывод, что организация осуществляла перевозку грузов и пассажиров в качестве основного вида деятельности; фактически она производила авиационное обслуживание, а не грузо-пассажирские перевозки.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)Такой вариант возможен при условии, что действующим законодательством не предусмотрены специальные требования к перевозчикам, которым поставщик не отвечает (в частности, лицензирование услуг по перевозке и проч.). Для оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом наличие специального разрешения (лицензии) не является обязательным. Иные специальные требования также отсутствуют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)Такой вариант возможен при условии, что действующим законодательством не предусмотрены специальные требования к перевозчикам, которым поставщик не отвечает (в частности, лицензирование услуг по перевозке и проч.). Для оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом наличие специального разрешения (лицензии) не является обязательным. Иные специальные требования также отсутствуют.