Лицензия медицинский массаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия медицинский массаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2024 N 19АП-4196/2024 по делу N А48-6646/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Из содержания приведенных норм следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая работы (услуги) медицинского массажа, которые указываются в соответствующей лицензии.
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Из содержания приведенных норм следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая работы (услуги) медицинского массажа, которые указываются в соответствующей лицензии.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 по делу N 88-25339/2023, 2-824/2022 (УИД 03RS0007-01-2020-009142-33)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О возмещении вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: В результате преступных действий истцу был причинен физический вред, было нарушено личное неимущественное право - право на жизнь и здоровье. Истцу причинен тяжкий вред здоровью. В связи с причинением тяжкого вреда здоровью истцом утрачена профессиональная трудоспособность.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Согласно выводам судебной экспертизы занятия ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс) и массаж, назначаемые лечащими врачами, проводятся в Российской Федерации в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) бесплатно. В материалах дела отсутствуют лицензия на осуществление М.В. медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у него высшего или среднего медицинского образования, сертификат специалиста. Следовательно, доказательств, подтверждающих оказание М.В. платных услуг по массажу в качестве медицинской деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями закона, не имеется. То есть оказанные данным лицом услуги нельзя признать медицинскими, направленными на лечение К.П. Кроме того, доказательств, подтверждающих невозможность бесплатного получения истцом массажа, не имеется.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О возмещении вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: В результате преступных действий истцу был причинен физический вред, было нарушено личное неимущественное право - право на жизнь и здоровье. Истцу причинен тяжкий вред здоровью. В связи с причинением тяжкого вреда здоровью истцом утрачена профессиональная трудоспособность.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Согласно выводам судебной экспертизы занятия ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс) и массаж, назначаемые лечащими врачами, проводятся в Российской Федерации в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) бесплатно. В материалах дела отсутствуют лицензия на осуществление М.В. медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у него высшего или среднего медицинского образования, сертификат специалиста. Следовательно, доказательств, подтверждающих оказание М.В. платных услуг по массажу в качестве медицинской деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями закона, не имеется. То есть оказанные данным лицом услуги нельзя признать медицинскими, направленными на лечение К.П. Кроме того, доказательств, подтверждающих невозможность бесплатного получения истцом массажа, не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Для медицинской деятельности критерии риска установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности <5>. В частности, в качестве критериев выбраны виды работ и услуг, указанные в лицензии на медицинскую деятельность: чем их суммарно больше, тем выше категория риска, которая присваивается медицинской организации. Примечательно, что если одна медицинская организация имеет лицензию, например, только на медицинский массаж (в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях), а другая организация имеет лицензию только на трансплантацию органов и тканей (в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях), то обе организации будут относиться к низкой категории риска. Иначе говоря, с точки зрения вероятности наступления негативных событий медицинский массаж и пересадка органов формально приравнены к одной низкой категории риска.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Для медицинской деятельности критерии риска установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности <5>. В частности, в качестве критериев выбраны виды работ и услуг, указанные в лицензии на медицинскую деятельность: чем их суммарно больше, тем выше категория риска, которая присваивается медицинской организации. Примечательно, что если одна медицинская организация имеет лицензию, например, только на медицинский массаж (в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях), а другая организация имеет лицензию только на трансплантацию органов и тканей (в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях), то обе организации будут относиться к низкой категории риска. Иначе говоря, с точки зрения вероятности наступления негативных событий медицинский массаж и пересадка органов формально приравнены к одной низкой категории риска.
Статья: Основные требования к организации услуг по массажу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), согласно Приложению к которому медицинский массаж является видом работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и, следовательно, требует получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "Медицинский массаж". О требованиях, которым должна соответствовать организация при оказании медицинских услуг по указанному профилю, будет сказано ниже.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), согласно Приложению к которому медицинский массаж является видом работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и, следовательно, требует получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю "Медицинский массаж". О требованиях, которым должна соответствовать организация при оказании медицинских услуг по указанному профилю, будет сказано ниже.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940
(ред. от 04.09.2025)
"О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"В случае отсутствия в медицинской организации, к которой пациент прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи, врача по медицинской реабилитации, но при наличии у медицинской организации лицензии на медицинскую реабилитацию врач, предоставляющий пациенту медицинскую реабилитацию, организует при необходимости проведение консультации пациента врачом по медицинской реабилитации медицинской организации (включая федеральные медицинские организации и медицинские организации, не участвующие в территориальной программе обязательного медицинского страхования соответствующего субъекта Российской Федерации), в том числе с использованием дистанционных (телемедицинских) технологий (видеоплатформ, отнесенных к медицинским изделиям) и с последующим внесением соответствующей информации о проведении и результатах такой консультации в медицинскую документацию пациента.
(ред. от 04.09.2025)
"О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"В случае отсутствия в медицинской организации, к которой пациент прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи, врача по медицинской реабилитации, но при наличии у медицинской организации лицензии на медицинскую реабилитацию врач, предоставляющий пациенту медицинскую реабилитацию, организует при необходимости проведение консультации пациента врачом по медицинской реабилитации медицинской организации (включая федеральные медицинские организации и медицинские организации, не участвующие в территориальной программе обязательного медицинского страхования соответствующего субъекта Российской Федерации), в том числе с использованием дистанционных (телемедицинских) технологий (видеоплатформ, отнесенных к медицинским изделиям) и с последующим внесением соответствующей информации о проведении и результатах такой консультации в медицинскую документацию пациента.
Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 N 337
"О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры"
(вместе с "Положением о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом", "Программой углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва", "Инструкцией по реализации программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд и их ближайшего резерва", "Программой медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой", "Положением о экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации", "Положением об организации работы врачебно-физкультурного диспансера", "Положением об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины", "Положением об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры", "Положением об организации работы организационно-методического отдела (кабинета)", "Положением об организации работы врача по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы врача по спортивной медицине", "Положением об организации работы инструктора-методиста по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы инструктора по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы медицинской сестры по массажу")3.4. С целью унификации деятельности организаций врачебно-физкультурной службы независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработать методические рекомендации по лицензированию работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность по спортивной медицине, лечебной физкультуре и медицинскому массажу, и представить их в установленном порядке на утверждение к 01.12.01.
"О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры"
(вместе с "Положением о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом", "Программой углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва", "Инструкцией по реализации программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд и их ближайшего резерва", "Программой медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой", "Положением о экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации", "Положением об организации работы врачебно-физкультурного диспансера", "Положением об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины", "Положением об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры", "Положением об организации работы организационно-методического отдела (кабинета)", "Положением об организации работы врача по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы врача по спортивной медицине", "Положением об организации работы инструктора-методиста по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы инструктора по лечебной физкультуре", "Положением об организации работы медицинской сестры по массажу")3.4. С целью унификации деятельности организаций врачебно-физкультурной службы независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработать методические рекомендации по лицензированию работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность по спортивной медицине, лечебной физкультуре и медицинскому массажу, и представить их в установленном порядке на утверждение к 01.12.01.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельностиНа практике ряд организаций, не относящихся к медицинским (например, косметические салоны), оказывают услуги по массажу, пирсингу, перманентному татуажу без лицензии на медицинскую деятельность. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, данные услуги относятся к медицинским. Так, в Перечне указаны медицинский массаж и косметология.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 235 УК, сконструирован как материальный. В качестве обязательного признака предусмотрены общественно опасные последствия, которые выражаются в причинении вреда здоровью человека, а также необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и названным последствием. Не утратило актуальности следующее разъяснение, данное в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве": действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части ст. 171 УК РФ <1>. Например, по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК были квалифицированы действия Ф.И.О.3, который, не являясь индивидуальным предпринимателем, учредителем либо руководителем юридического лица, зарегистрированным в установленном порядке в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в нарушение требований ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и не имея специальной лицензии на осуществление медицинской деятельности, в нарушение требований ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, имея умысел на систематическое получение прибыли от стоматологических услуг, направленный на осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и без лицензии на осуществление медицинской деятельности, тогда как такая лицензия обязательна, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ умышленно осуществлял предпринимательскую деятельность в виде оказания пациентам стоматологических услуг в помещении под названием "Семейная стоматология", расположенном по адресу: РД, <адрес>, в результате чего извлек согласно заключению эксперта ЭКЦ МВД по РД за N от ДД.ММ.ГГГГ доход в особо крупном размере на общую сумму 46 730 830,00 руб. <2>. Приведенное выше разъяснение Пленума Верховного Суда РФ и данный пример, во-первых, говорят в пользу тезиса о том, что ст. 235 УК является частным случаем незаконного предпринимательства (ст. 171 УК), однако разграничение между ними, помимо объекта посягательства, проводится по характеру последствий. Подобное разграничение исходит все же из свойств объекта как элемента состава преступления. Фармацевтическая и медицинская деятельность, несомненно, разновидности деятельности предпринимательской, однако посягательства в сфере медицинской и фармацевтической деятельности выведены из главы 22 УК "Преступления в сфере предпринимательской деятельности", поскольку по своей природе оно не является экономическим преступлением, свойства медицины и фармации вывели на первый план их гуманистическое содержание, в том числе и как объекта уголовно-правовой охраны. Переоценка объектов и выделение в качестве основного непосредственно именно общественного здоровья связаны с установлением таких социально значимых показателей, как смертность, продолжительность жизни, частота госпитализации и др., следовательно, соизмерять последствия незаконного осуществления медицинской и фармацевтической деятельности только лишь с экономическими показателями - величиной преступного дохода или же прямого действительного экономического ущерба - недопустимо. Вероятно, поэтому законодатель и предусмотрел в качестве конструктивного признака состава преступления причинение вреда здоровью человека как негативный результат осуществления медицинской и фармацевтической деятельности без лицензии. Смешение медицинской и предпринимательской деятельности, основанное на неверном толковании их признаков, допускается и в правоприменительной деятельности. Так, защитник указал в жалобе, что "занятие медицинской деятельностью по смыслу закона и сложившейся судебной практике имеет в виду постоянную деятельность медицинских работников вне государственных, муниципальных или ведомственных медицинских учреждений за счет личных средств граждан, страховых медицинских компаний или других организаций в соответствии с заключенными договорами на медицинское обслуживание". Однако суд не указал, в чем состояла прибыль Г., а также не указал на неоднократность действий по оказанию медицинских услуг Г. и на то, что сделанная потерпевшей инъекция была не разовой, а являлась деятельностью осужденной. Указав на то, что Г. являлась частным предпринимателем, считает, что суд не дал оценки тому, что ее деятельность направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг, а потому может осуществляться в том числе и физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, и связана с оказанием косметологических услуг. На что суд апелляционной инстанции указал, что доказано несоответствие Г. квалификационным требованиям к медицинскому персоналу по оказанию медицинской деятельности в области косметологии, а также отсутствие у Г. лицензии на данный вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию. При этом факт осуществления Г. незаконной медицинской деятельности по профилю "Косметология" подтвержден в судебном заседании показаниями потерпевшей. Сама Г. в судебном заседании поясняла, что, отучившись платно на курсах, она стала оказывать косметологические услуги сначала у себя дома, а затем уже в арендованном кабинете. Косметологической деятельностью занималась неофициально, лицензию не получала. Ее клиентами были знакомые и подруги, чужих людей она не принимала. Услуги оказывала за символическую плату, делала маски, пилинг, массаж, инъекций клиентам она не делала. При осмотре места происшествия - кабинета, арендуемого Г., сотрудниками полиции 18.09.2017 установлено наличие в данном кабинете учебников по медицине, каталогов медицинских препаратов, литературы в области косметологии, самих медицинских препаратов и шприцев <3>.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 235 УК, сконструирован как материальный. В качестве обязательного признака предусмотрены общественно опасные последствия, которые выражаются в причинении вреда здоровью человека, а также необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и названным последствием. Не утратило актуальности следующее разъяснение, данное в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве": действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части ст. 171 УК РФ <1>. Например, по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК были квалифицированы действия Ф.И.О.3, который, не являясь индивидуальным предпринимателем, учредителем либо руководителем юридического лица, зарегистрированным в установленном порядке в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в нарушение требований ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и не имея специальной лицензии на осуществление медицинской деятельности, в нарушение требований ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, имея умысел на систематическое получение прибыли от стоматологических услуг, направленный на осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и без лицензии на осуществление медицинской деятельности, тогда как такая лицензия обязательна, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ умышленно осуществлял предпринимательскую деятельность в виде оказания пациентам стоматологических услуг в помещении под названием "Семейная стоматология", расположенном по адресу: РД, <адрес>, в результате чего извлек согласно заключению эксперта ЭКЦ МВД по РД за N от ДД.ММ.ГГГГ доход в особо крупном размере на общую сумму 46 730 830,00 руб. <2>. Приведенное выше разъяснение Пленума Верховного Суда РФ и данный пример, во-первых, говорят в пользу тезиса о том, что ст. 235 УК является частным случаем незаконного предпринимательства (ст. 171 УК), однако разграничение между ними, помимо объекта посягательства, проводится по характеру последствий. Подобное разграничение исходит все же из свойств объекта как элемента состава преступления. Фармацевтическая и медицинская деятельность, несомненно, разновидности деятельности предпринимательской, однако посягательства в сфере медицинской и фармацевтической деятельности выведены из главы 22 УК "Преступления в сфере предпринимательской деятельности", поскольку по своей природе оно не является экономическим преступлением, свойства медицины и фармации вывели на первый план их гуманистическое содержание, в том числе и как объекта уголовно-правовой охраны. Переоценка объектов и выделение в качестве основного непосредственно именно общественного здоровья связаны с установлением таких социально значимых показателей, как смертность, продолжительность жизни, частота госпитализации и др., следовательно, соизмерять последствия незаконного осуществления медицинской и фармацевтической деятельности только лишь с экономическими показателями - величиной преступного дохода или же прямого действительного экономического ущерба - недопустимо. Вероятно, поэтому законодатель и предусмотрел в качестве конструктивного признака состава преступления причинение вреда здоровью человека как негативный результат осуществления медицинской и фармацевтической деятельности без лицензии. Смешение медицинской и предпринимательской деятельности, основанное на неверном толковании их признаков, допускается и в правоприменительной деятельности. Так, защитник указал в жалобе, что "занятие медицинской деятельностью по смыслу закона и сложившейся судебной практике имеет в виду постоянную деятельность медицинских работников вне государственных, муниципальных или ведомственных медицинских учреждений за счет личных средств граждан, страховых медицинских компаний или других организаций в соответствии с заключенными договорами на медицинское обслуживание". Однако суд не указал, в чем состояла прибыль Г., а также не указал на неоднократность действий по оказанию медицинских услуг Г. и на то, что сделанная потерпевшей инъекция была не разовой, а являлась деятельностью осужденной. Указав на то, что Г. являлась частным предпринимателем, считает, что суд не дал оценки тому, что ее деятельность направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг, а потому может осуществляться в том числе и физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, и связана с оказанием косметологических услуг. На что суд апелляционной инстанции указал, что доказано несоответствие Г. квалификационным требованиям к медицинскому персоналу по оказанию медицинской деятельности в области косметологии, а также отсутствие у Г. лицензии на данный вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию. При этом факт осуществления Г. незаконной медицинской деятельности по профилю "Косметология" подтвержден в судебном заседании показаниями потерпевшей. Сама Г. в судебном заседании поясняла, что, отучившись платно на курсах, она стала оказывать косметологические услуги сначала у себя дома, а затем уже в арендованном кабинете. Косметологической деятельностью занималась неофициально, лицензию не получала. Ее клиентами были знакомые и подруги, чужих людей она не принимала. Услуги оказывала за символическую плату, делала маски, пилинг, массаж, инъекций клиентам она не делала. При осмотре места происшествия - кабинета, арендуемого Г., сотрудниками полиции 18.09.2017 установлено наличие в данном кабинете учебников по медицине, каталогов медицинских препаратов, литературы в области косметологии, самих медицинских препаратов и шприцев <3>.
Статья: Уголовная ответственность за профессиональные преступления медицинских работников: новый подход
(Нагорная И.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Не секрет, что в России распространены случаи, когда медицинские работники оказывают пациентам услуги в частном порядке вне рабочего времени и за пределами медицинской организации, не получая лицензию. Например, медицинские сестры по личной договоренности приходят к детям на дом делать массаж. Неясно, чем с точки зрения качества и безопасности услуги отличается деятельность одной и той же медицинской сестры, с утра проводящей сеансы в городской поликлинике, а вечером - на дому у пациента. Однако в первом случае уголовная ответственность может наступить только при неосторожном причинении как минимум тяжкого вреда здоровью, а во втором - любого вреда здоровью.
(Нагорная И.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Не секрет, что в России распространены случаи, когда медицинские работники оказывают пациентам услуги в частном порядке вне рабочего времени и за пределами медицинской организации, не получая лицензию. Например, медицинские сестры по личной договоренности приходят к детям на дом делать массаж. Неясно, чем с точки зрения качества и безопасности услуги отличается деятельность одной и той же медицинской сестры, с утра проводящей сеансы в городской поликлинике, а вечером - на дому у пациента. Однако в первом случае уголовная ответственность может наступить только при неосторожном причинении как минимум тяжкого вреда здоровью, а во втором - любого вреда здоровью.
Статья: Проблемные вопросы анализа однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки
(Олейникова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 12)Указанный вывод сделан Роспатентом с учетом в том числе Приказа Минздрава РФ от 13 октября 2017 года N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" [6], относящего к медицинским услугам депиляцию, массаж, пирсинг, татуирование.
(Олейникова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 12)Указанный вывод сделан Роспатентом с учетом в том числе Приказа Минздрава РФ от 13 октября 2017 года N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" [6], относящего к медицинским услугам депиляцию, массаж, пирсинг, татуирование.