Льготы для детей оставшихся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы для детей оставшихся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: К требованиям, вытекающим из отношений по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется общий срок исковой давности
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 N 31-КГ13-2 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗЕсли между сторонами возникли правоотношения, связанные не с установлением, осуществлением и прекращением опеки, а с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, т.е. правоотношения, касающиеся социального обеспечения данной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, вывод, согласно которому при рассмотрении спора применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, является ошибочным.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 N 31-КГ13-2 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗЕсли между сторонами возникли правоотношения, связанные не с установлением, осуществлением и прекращением опеки, а с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, т.е. правоотношения, касающиеся социального обеспечения данной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, вывод, согласно которому при рассмотрении спора применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, является ошибочным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Установив в ходе судебного разбирательства, что У.,ДД.ММ.ГГГГ.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенной на основании приказа Министерства социальной защиты населения от 16.07.2021 N в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение за счет государства жилым помещением специализированного жилого фонда, в то же время, соответствующим жильем по достижении совершеннолетия не обеспечена, и ее обращение к ответчику в июне 2024 года по поводу предоставления ей специализированного жилого помещения оставлено администрацией без удовлетворения, что повлекло нарушение гарантированных законом жилищных прав У., как лица, нуждающегося в особой заботе государства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 39, 40 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришли к выводу о правомерности заявленного иска и о наличии оснований для понуждения администрации г. Белогорска к предоставлению истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения 18 кв. м, на территории г. Белогорска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы по оплате услуг ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативные акты
Статья: Привлечение должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов: правовые основы, проблемные вопросы и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Право детей-сирот на получение жилья регламентировано Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ-159). В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного нормативно-правового акта рассматриваемая группа лиц имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда, если она отвечает требованиям и основаниям его получения, установленным законодательством <13>.
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Право детей-сирот на получение жилья регламентировано Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ-159). В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного нормативно-правового акта рассматриваемая группа лиц имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда, если она отвечает требованиям и основаниям его получения, установленным законодательством <13>.
Статья: Правовое регулирование диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: новый порядок - старые проблемы
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<2> См.: Кейзерова Л.А. Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. N 5. С. 265 - 269; Жигарь О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. N 2. С. 14 - 19.
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<2> См.: Кейзерова Л.А. Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. N 5. С. 265 - 269; Жигарь О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. N 2. С. 14 - 19.
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Напомним кратко и схематично процедуру предоставления жилья детям-сиротам. Жилые помещения приобретаются у поставщиков, определенных по итогам электронного аукциона, проведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 22, 24, 33 указанного Закона перед проведением аукциона сотрудниками заказчика устанавливаются требования к функциональным, техническим, качественным и иным характеристикам объекта закупки (техническое задание). Ими же устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), т.е. начальная цена аукциона на понижение - предельная сумма, которую заказчик готов заплатить за товар. НМЦК приоритетно устанавливается методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), т.е. на основании полученной информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров. Эти сведения получаются из различных источников, в том числе из коммерческих предложений - ценовой информации, поступившей по запросу заказчика от потенциальных поставщиков или размещенной в открытых источниках. Победителем аукциона признается тот участник закупки, который в отведенное для проведения этой процедуры время при подаче участниками аукциона предложений о снижении НМЦК предложил наиболее низкую цену контракта. Приобретенные по результатам аукционов квартиры в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются этой категории граждан по договорам специализированного найма <10>.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Напомним кратко и схематично процедуру предоставления жилья детям-сиротам. Жилые помещения приобретаются у поставщиков, определенных по итогам электронного аукциона, проведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9> (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 22, 24, 33 указанного Закона перед проведением аукциона сотрудниками заказчика устанавливаются требования к функциональным, техническим, качественным и иным характеристикам объекта закупки (техническое задание). Ими же устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), т.е. начальная цена аукциона на понижение - предельная сумма, которую заказчик готов заплатить за товар. НМЦК приоритетно устанавливается методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), т.е. на основании полученной информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров. Эти сведения получаются из различных источников, в том числе из коммерческих предложений - ценовой информации, поступившей по запросу заказчика от потенциальных поставщиков или размещенной в открытых источниках. Победителем аукциона признается тот участник закупки, который в отведенное для проведения этой процедуры время при подаче участниками аукциона предложений о снижении НМЦК предложил наиболее низкую цену контракта. Приобретенные по результатам аукционов квартиры в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются этой категории граждан по договорам специализированного найма <10>.
Статья: Реформа нотариата в России: состояние и перспективы
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)<8> Часть 2 ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)<8> Часть 2 ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статья: Перспективы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)<15> Статья 12 Закона Новгородской области от 5 сентября 2014 г. N 618-ОЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц" // Новгородские ведомости. 2014. N 10.
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)<15> Статья 12 Закона Новгородской области от 5 сентября 2014 г. N 618-ОЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц" // Новгородские ведомости. 2014. N 10.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В контексте научного исследования правовой проблематики социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что данная категория граждан, а также лица, определяемые ст. 20 Конвенции о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) как "молодые люди, временно или постоянно лишенные семейного окружения", характеризуются повышенной социальной уязвимостью. В связи с этим государство реализует комплекс мер, направленных на компенсацию неблагоприятных жизненных обстоятельств и содействие их успешной социальной интеграции. Среди ключевых социальных гарантий и льгот, предоставляемых лицам данной категории, выделяются: право на устройство в семью, способствующее созданию благоприятных условий для развития и социализации; преимущественное право при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, обеспечивающее доступ к качественному образованию и повышение конкурентоспособности на рынке труда; предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантирующее охрану здоровья и доступ к необходимым медицинским услугам; а также содействие в трудоустройстве, направленное на обеспечение экономической самостоятельности и профессиональной реализации <1>. Данный комплекс мер призван создать условия для преодоления социального неравенства и обеспечения равных возможностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных сферах жизни общества.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В контексте научного исследования правовой проблематики социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что данная категория граждан, а также лица, определяемые ст. 20 Конвенции о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) как "молодые люди, временно или постоянно лишенные семейного окружения", характеризуются повышенной социальной уязвимостью. В связи с этим государство реализует комплекс мер, направленных на компенсацию неблагоприятных жизненных обстоятельств и содействие их успешной социальной интеграции. Среди ключевых социальных гарантий и льгот, предоставляемых лицам данной категории, выделяются: право на устройство в семью, способствующее созданию благоприятных условий для развития и социализации; преимущественное право при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, обеспечивающее доступ к качественному образованию и повышение конкурентоспособности на рынке труда; предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантирующее охрану здоровья и доступ к необходимым медицинским услугам; а также содействие в трудоустройстве, направленное на обеспечение экономической самостоятельности и профессиональной реализации <1>. Данный комплекс мер призван создать условия для преодоления социального неравенства и обеспечения равных возможностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных сферах жизни общества.
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Признание международного принципа необходимости особой правовой защиты ребенка, лишенного семейного окружения <7>, повлекло вычленение наряду с понятием "дети-сироты" также категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", легализованных в разд. IV СК РФ <8> и Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <9>. С учетом этого выявление и устройство на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало рассматриваться не как цель ликвидации безнадзорности, а как институт обеспечения реализации гарантированных ребенку прав на гармоничное развитие, обучение и подготовки к самостоятельной жизни.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Признание международного принципа необходимости особой правовой защиты ребенка, лишенного семейного окружения <7>, повлекло вычленение наряду с понятием "дети-сироты" также категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", легализованных в разд. IV СК РФ <8> и Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <9>. С учетом этого выявление и устройство на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало рассматриваться не как цель ликвидации безнадзорности, а как институт обеспечения реализации гарантированных ребенку прав на гармоничное развитие, обучение и подготовки к самостоятельной жизни.