Квалификационные требования к водителю грузового автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к водителю грузового автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к водителю?
(Консультация эксперта, 2025)К водителю грузового автомобиля предъявляются дополнительные требования в части знаний и умений, а также требования к наличию российского национального водительского удостоверения соответствующей категории.
(Консультация эксперта, 2025)К водителю грузового автомобиля предъявляются дополнительные требования в части знаний и умений, а также требования к наличию российского национального водительского удостоверения соответствующей категории.
Типовая ситуация: Водители: квалификационные требования, прием на работу, трудовой договор
(Издательство "Главная книга", 2025)Квалификационные требования к водителям установлены Минтрансом. Их выполнение в большинстве случаев подтверждает водительское удостоверение с соответствующей категорией. Профстандарта для водителей легковых и обычных грузовых автомобилей нет, профстандарты есть только для специфических категорий водителей (п. 1 Квалификационных требований).
(Издательство "Главная книга", 2025)Квалификационные требования к водителям установлены Минтрансом. Их выполнение в большинстве случаев подтверждает водительское удостоверение с соответствующей категорией. Профстандарта для водителей легковых и обычных грузовых автомобилей нет, профстандарты есть только для специфических категорий водителей (п. 1 Квалификационных требований).
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282
"Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61070)5. К водителю грузового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
"Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61070)5. К водителю грузового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
Статья: Прием на работу водителя: все, что нужно знать работодателю
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)В нем содержится перечень знаний и умений, которыми должны обладать водители разных категорий транспорта (водитель легкового автомобиля (в т.ч. такси), водитель грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, водитель, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов (в т.ч. опасных), специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения и др.). Для некоторых категорий предъявляются требования к образованию, водительскому стажу, стажу работы водителем и наличию (отсутствию) административных наказаний.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)В нем содержится перечень знаний и умений, которыми должны обладать водители разных категорий транспорта (водитель легкового автомобиля (в т.ч. такси), водитель грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, водитель, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов (в т.ч. опасных), специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения и др.). Для некоторых категорий предъявляются требования к образованию, водительскому стажу, стажу работы водителем и наличию (отсутствию) административных наказаний.
Статья: Причинная связь как признак объективной стороны халатности
(Мурина Ю.В.)
("Законность", 2023, N 4)Какой из двух подходов правильный? На наш взгляд, требовать наличия прямой причинной связи при бездействии значит не понимать его специфику. При бездействии непосредственной причиной причинения вреда являются: поведение других лиц, в том числе преступное, силы природы, состояние организма человека и т.д. Неслучайно применительно к преступлениям с материальными составами, совершаемым путем бездействия, законодатель использует формулировку не "причинившие", "причинение", а "повлекшие", "повлекло". "Использование такого приема в законе, - отмечает Д. Мелешко, - указывает на возможность опосредованной и многоступенчатой причинно-следственной связи" <22>. Конечно, более уместной была бы законодательная формулировка, которая используется сейчас в ст. 224 УК, о том, что деяние создает условие для причинения общественно опасных последствий другими лицами. Об этом писал З. Соктоев <23>. Сходную мысль высказывает и П. Яни, отмечая, что такие последствия - условия для причинения вреда - описать редакционно сложно. Поэтому практика и теория фактически стоят на позиции признания в этом случае сопричинения одного и того же результата. Оценивая правомерность квалификации по ч. 3 ст. 293 УК деяния сотрудника ГИБДД, не отстранившего водителя, находившегося в алкогольном опьянении, от управления грузовиком, который спустя непродолжительное время допустил ДТП, повлекшее смерть нескольких людей, П. Яни пишет: "Принятие должных мер сотрудником милиции, безусловно, исключило бы такое нарушение. Адресованные сотруднику милиции требования (п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции") как раз и рассчитаны на высокую степень вероятности серьезного ДТП по вине пьяного водителя. Собственно, сам факт существования таких требований и говорит о типичности наступления вреда при подобных обстоятельствах, что сотрудником милиции, безусловно, осознавалось, а потому должно быть вменено ему в вину в качестве признака халатности" <24>.
(Мурина Ю.В.)
("Законность", 2023, N 4)Какой из двух подходов правильный? На наш взгляд, требовать наличия прямой причинной связи при бездействии значит не понимать его специфику. При бездействии непосредственной причиной причинения вреда являются: поведение других лиц, в том числе преступное, силы природы, состояние организма человека и т.д. Неслучайно применительно к преступлениям с материальными составами, совершаемым путем бездействия, законодатель использует формулировку не "причинившие", "причинение", а "повлекшие", "повлекло". "Использование такого приема в законе, - отмечает Д. Мелешко, - указывает на возможность опосредованной и многоступенчатой причинно-следственной связи" <22>. Конечно, более уместной была бы законодательная формулировка, которая используется сейчас в ст. 224 УК, о том, что деяние создает условие для причинения общественно опасных последствий другими лицами. Об этом писал З. Соктоев <23>. Сходную мысль высказывает и П. Яни, отмечая, что такие последствия - условия для причинения вреда - описать редакционно сложно. Поэтому практика и теория фактически стоят на позиции признания в этом случае сопричинения одного и того же результата. Оценивая правомерность квалификации по ч. 3 ст. 293 УК деяния сотрудника ГИБДД, не отстранившего водителя, находившегося в алкогольном опьянении, от управления грузовиком, который спустя непродолжительное время допустил ДТП, повлекшее смерть нескольких людей, П. Яни пишет: "Принятие должных мер сотрудником милиции, безусловно, исключило бы такое нарушение. Адресованные сотруднику милиции требования (п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции") как раз и рассчитаны на высокую степень вероятности серьезного ДТП по вине пьяного водителя. Собственно, сам факт существования таких требований и говорит о типичности наступления вреда при подобных обстоятельствах, что сотрудником милиции, безусловно, осознавалось, а потому должно быть вменено ему в вину в качестве признака халатности" <24>.
Готовое решение: Как работодателю организовать инструктаж водителя автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)вводный инструктаж, который проводится при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы водителей. Требование о таком инструктаже и вопросы, которые должны быть рассмотрены при его проведении, определены п. 7.1 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145;
(КонсультантПлюс, 2025)вводный инструктаж, который проводится при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы водителей. Требование о таком инструктаже и вопросы, которые должны быть рассмотрены при его проведении, определены п. 7.1 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145;
Вопрос: Каков порядок присвоения классности водителям и установления надбавки за классность?
(Консультация эксперта, 2025)Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, должны, в том числе, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
(Консультация эксперта, 2025)Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, должны, в том числе, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к водителю-экспедитору?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)).
Вопрос: Организация оказывает услуги автоперевозок. Обязана ли она иметь в штате отдельного специалиста по безопасности дорожного движения и можно ли возложить эти обязанности на специалиста по охране труда или иного специалиста?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Обоснование: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Обоснование: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, в силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, в силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
Вопрос: Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Организация не обязана иметь штатного работника для предрейсового контроля. Правомерно обратиться к сторонней организации либо возложить обязанность по проведению контроля на водителя в порядке совмещения, если он соответствует профессиональным и квалификационным требованиям.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Организация не обязана иметь штатного работника для предрейсового контроля. Правомерно обратиться к сторонней организации либо возложить обязанность по проведению контроля на водителя в порядке совмещения, если он соответствует профессиональным и квалификационным требованиям.