Квалификационные требования к главе муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к главе муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.02.2024 N 66а-144/2024 (УИД 24OS0000-01-2023-000331-98)
Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 25.09.2023 об отказе в признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17.05.2023 N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино".В связи с этим федеральным законодателем не исключается установление представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.
Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 25.09.2023 об отказе в признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17.05.2023 N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино".В связи с этим федеральным законодателем не исключается установление представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 19.12.2024 N 3а-358/2024 (УИД 04OS0000-01-2024-000553-45)
О признании частично недействующим Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Бичурского муниципального района и избрания Главы Бичурского муниципального района Республики Бурятия, утвержденное Решением Совета депутатов Бичурского муниципального района Республики Бурятия от 27.09.2024 N 2107.В связи с этим федеральным законодателем не исключается установление представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых, в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.
О признании частично недействующим Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Бичурского муниципального района и избрания Главы Бичурского муниципального района Республики Бурятия, утвержденное Решением Совета депутатов Бичурского муниципального района Республики Бурятия от 27.09.2024 N 2107.В связи с этим федеральным законодателем не исключается установление представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых, в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)В отношении кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта РФ проводится проверка соответствия квалификационным требованиям с участием Минфина России в порядке, установленном Правительством России <10>. Законодательно установленный механизм проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования квалификационным требованиям отсутствует. Тем самым требования Федерального закона N 131-ФЗ адресованы только главе муниципального образования (главе местной администрации) при решении вопроса о назначении на должность руководителя финансового органа. Несоблюдение квалификационных требований при таком назначении влечет судебные споры (например, Определение Свердловского областного суда от 31 августа 2018 г. по делу N 33-15606/2018). В этой связи непонятно, чем обусловлены законодательные различия в процедуре назначения руководителей регионального и муниципального финансовых органов.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)В отношении кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта РФ проводится проверка соответствия квалификационным требованиям с участием Минфина России в порядке, установленном Правительством России <10>. Законодательно установленный механизм проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования квалификационным требованиям отсутствует. Тем самым требования Федерального закона N 131-ФЗ адресованы только главе муниципального образования (главе местной администрации) при решении вопроса о назначении на должность руководителя финансового органа. Несоблюдение квалификационных требований при таком назначении влечет судебные споры (например, Определение Свердловского областного суда от 31 августа 2018 г. по делу N 33-15606/2018). В этой связи непонятно, чем обусловлены законодательные различия в процедуре назначения руководителей регионального и муниципального финансовых органов.
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Вне такой системы переход права на подписание правовых актов (постановлений и распоряжений администрации) приводит к тому, что отдельные полномочия главы администрации перекладываются на иных муниципальных служащих, квалификация, навыки, образование, порядок назначения на должность которых не равнозначны требованиям к кандидату на должность главы муниципального образования (главы местной администрации) и процедуре его избрания. Передача права на принятие значительной части актов администрации выглядит как схема уклонения главы муниципального образования от полноценного своего вовлечения в осуществление полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности, как отказ принять ответственность за положительные и отрицательные итоги работы местной администрации, в том числе не только в своей части, но и всеми муниципальными служащими.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Вне такой системы переход права на подписание правовых актов (постановлений и распоряжений администрации) приводит к тому, что отдельные полномочия главы администрации перекладываются на иных муниципальных служащих, квалификация, навыки, образование, порядок назначения на должность которых не равнозначны требованиям к кандидату на должность главы муниципального образования (главы местной администрации) и процедуре его избрания. Передача права на принятие значительной части актов администрации выглядит как схема уклонения главы муниципального образования от полноценного своего вовлечения в осуществление полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности, как отказ принять ответственность за положительные и отрицательные итоги работы местной администрации, в том числе не только в своей части, но и всеми муниципальными служащими.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Конституционный Суд указал, что данные положения не исключают возможности установления представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования, притом что наличие (отсутствие) соответствующих профессиональных характеристик в любом случае не может служить условием самого участия в конкурсном отборе. При этом факт соответствия либо несоответствия кандидата указанным требованиям может быть учтен конкурсной комиссией в случае их включения в условия конкурса при принятии решения по результатам его проведения, но не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Конституционный Суд указал, что данные положения не исключают возможности установления представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования, притом что наличие (отсутствие) соответствующих профессиональных характеристик в любом случае не может служить условием самого участия в конкурсном отборе. При этом факт соответствия либо несоответствия кандидата указанным требованиям может быть учтен конкурсной комиссией в случае их включения в условия конкурса при принятии решения по результатам его проведения, но не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Конституционный Суд указал, что данные положения не исключают возможности установления представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования, притом что наличие (отсутствие) соответствующих профессиональных характеристик в любом случае не может служить условием самого участия в конкурсном отборе. При этом факт соответствия либо несоответствия кандидата указанным требованиям может быть учтен конкурсной комиссией в случае их включения в условия конкурса при принятии решения по результатам его проведения, но не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)На основании имеющихся данных в открытом доступе трудно судить, насколько сформировалась административная практика по рассмотрению дел, предусмотренных ст. 3.18.1 КоАП города Москвы. Однако мнение Верховного Суда РФ о том, что действия физических лиц, выразившиеся в нарушении положений Указа Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подлежат квалификации по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, свидетельствует о том, что чаша весов в административном преследовании лиц в части нарушений требований, установленных во время введения режима повышенной готовности, склонилась в пользу федерального законодательства, что, конечно, значительно снизит коллизионность правовых предписаний и риски конкуренции бланкетных предписаний КоАП РФ и КоАП города Москвы.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)На основании имеющихся данных в открытом доступе трудно судить, насколько сформировалась административная практика по рассмотрению дел, предусмотренных ст. 3.18.1 КоАП города Москвы. Однако мнение Верховного Суда РФ о том, что действия физических лиц, выразившиеся в нарушении положений Указа Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подлежат квалификации по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, свидетельствует о том, что чаша весов в административном преследовании лиц в части нарушений требований, установленных во время введения режима повышенной готовности, склонилась в пользу федерального законодательства, что, конечно, значительно снизит коллизионность правовых предписаний и риски конкуренции бланкетных предписаний КоАП РФ и КоАП города Москвы.
Статья: Переименование должности по требованию закона и по инициативе работодателя: что учесть работодателю
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Здесь в качестве примера можно привести Решение Совета депутатов от 24.12.2024 N 371 "О переименовании должности Главы муниципального образования Ясненский городской округ", в соответствии с которым должность "Глава муниципального образования Ясненский городской округ" переименовывается в должность "Глава Ясненского муниципального округа" (есть и другие, аналогичные региональные решения).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Здесь в качестве примера можно привести Решение Совета депутатов от 24.12.2024 N 371 "О переименовании должности Главы муниципального образования Ясненский городской округ", в соответствии с которым должность "Глава муниципального образования Ясненский городской округ" переименовывается в должность "Глава Ясненского муниципального округа" (есть и другие, аналогичные региональные решения).