Квалификационная характеристика заместителя прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационная характеристика заместителя прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 35-УД23-11-А1
Приговор: По ч. 5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.3 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ).
Определение ВС РФ: Судебные акты оставлены без изменения.Просит переквалифицировать его действия, учесть смягчающие обстоятельства, его положительные характеристики, наличие грамот, полное признание вины и оспаривание лишь квалификации его действий, активное способствование им расследованию и раскрытию преступления, смягчить назначенное наказание.
Приговор: По ч. 5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.3 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ).
Определение ВС РФ: Судебные акты оставлены без изменения.Просит переквалифицировать его действия, учесть смягчающие обстоятельства, его положительные характеристики, наличие грамот, полное признание вины и оспаривание лишь квалификации его действий, активное способствование им расследованию и раскрытию преступления, смягчить назначенное наказание.
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2005 N 86-Г04-15
В удовлетворении требований об оспаривании заключения квалификационной коллегии об отказе в даче рекомендации на должность судьи отказано правомерно, поскольку заявитель допускал систематические нарушения установленных законом процессуальных сроков при рассмотрении как гражданских, так и уголовных дел.В судебном заседании Ремизова В.Н. также указала на имевшие по ее мнению нарушения процедурного характера, а именно: она была лишена возможности на заседании квалификационной коллегии заявлять ходатайства; квалификационная коллегия в нарушение требований ст. 15 Положения о квалификационных коллегиях не рассмотрела вопрос о привлечении судьи Цапцына А.А. к дисциплинарной ответственности; представителем судебного департамента доведена информация следователя Макарова, о которой она не знала и не имела возможности представить в ее опровержение соответствующие документы; безосновательно на заседании коллегии обсуждалась неподтвержденная информация заместителя прокурора <...> района Сопнева С.В. о ее некорректном поведении; до сведения членов коллегии не доведена характеристика главы <...> района, где дана оценка ее работы судьей; квалификационная коллегия приняла по ее вопросу заключение, а не мотивированное решение, что лишает ее возможности отстаивать нарушенные права.
В удовлетворении требований об оспаривании заключения квалификационной коллегии об отказе в даче рекомендации на должность судьи отказано правомерно, поскольку заявитель допускал систематические нарушения установленных законом процессуальных сроков при рассмотрении как гражданских, так и уголовных дел.В судебном заседании Ремизова В.Н. также указала на имевшие по ее мнению нарушения процедурного характера, а именно: она была лишена возможности на заседании квалификационной коллегии заявлять ходатайства; квалификационная коллегия в нарушение требований ст. 15 Положения о квалификационных коллегиях не рассмотрела вопрос о привлечении судьи Цапцына А.А. к дисциплинарной ответственности; представителем судебного департамента доведена информация следователя Макарова, о которой она не знала и не имела возможности представить в ее опровержение соответствующие документы; безосновательно на заседании коллегии обсуждалась неподтвержденная информация заместителя прокурора <...> района Сопнева С.В. о ее некорректном поведении; до сведения членов коллегии не доведена характеристика главы <...> района, где дана оценка ее работы судьей; квалификационная коллегия приняла по ее вопросу заключение, а не мотивированное решение, что лишает ее возможности отстаивать нарушенные права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 242 УК
(Хилтунов Н.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Хилтунов Николай Николаевич, заместитель прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия, кандидат юридических наук.
(Хилтунов Н.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Хилтунов Николай Николаевич, заместитель прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия, кандидат юридических наук.
Статья: Опыт прокуратуры Королевства Дания в сфере подготовки кадров
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2014, N 5)В контексте вопроса о подготовке молодых специалистов следует отметить, что приказами Генерального прокурора РФ наряду с квалификационными требованиями к должностям прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и его заместителя определена квалификационная характеристика к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора, которой должен соответствовать кандидат на эту должность. Кроме того, установлен перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности, введены требования к его профессиональным знаниям. Учрежден институт наставничества. Установлен порядок профессионального обучения прокурорских работников и гражданских служащих в соответствующих учебно-методических отделах прокуратур четырех субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Саратовская и Свердловская области, город Санкт-Петербург).
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2014, N 5)В контексте вопроса о подготовке молодых специалистов следует отметить, что приказами Генерального прокурора РФ наряду с квалификационными требованиями к должностям прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и его заместителя определена квалификационная характеристика к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора, которой должен соответствовать кандидат на эту должность. Кроме того, установлен перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности, введены требования к его профессиональным знаниям. Учрежден институт наставничества. Установлен порядок профессионального обучения прокурорских работников и гражданских служащих в соответствующих учебно-методических отделах прокуратур четырех субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Саратовская и Свердловская области, город Санкт-Петербург).
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 31.03.2023 N 227
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры"
(вместе с "Квалификационными требованиями к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", "Квалификационными требованиями к должности заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", "Квалификационными требованиями к должности прокурора города, района, приравненного к ним прокурора")6. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 N 378 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора", от 09.01.2013 N 5 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", пункты 1 и 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.06.2022 N 342 "О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам работы с кадрами".
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры"
(вместе с "Квалификационными требованиями к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", "Квалификационными требованиями к должности заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", "Квалификационными требованиями к должности прокурора города, района, приравненного к ним прокурора")6. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 N 378 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора", от 09.01.2013 N 5 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора", пункты 1 и 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.06.2022 N 342 "О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам работы с кадрами".
Приказ Генпрокуратуры России от 22.12.2021 N 774
(ред. от 30.07.2025)
"О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"обеспечивает организацию обучения по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, с целью достижения их соответствия требованиям Квалификационной характеристики по очной форме, а также по согласованию с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим вопросы Университета, путем сочетания очной и заочной форм обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, при котором продолжительность обучения по очной форме с отрывом от основной служебной деятельности не должна превышать 30 календарных дней;
(ред. от 30.07.2025)
"О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"обеспечивает организацию обучения по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, с целью достижения их соответствия требованиям Квалификационной характеристики по очной форме, а также по согласованию с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим вопросы Университета, путем сочетания очной и заочной форм обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, при котором продолжительность обучения по очной форме с отрывом от основной служебной деятельности не должна превышать 30 календарных дней;
Статья: Квалификационные требования к должностям прокурорских работников - основа формирования высокопрофессионального состава работников прокуратуры
(Кобзарев Ф.М.)
("Законность", 2012, N 1)<*> Статья подготовлена в период исполнения автором обязанностей заместителя начальника управления кадров - начальника отдела подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ.
(Кобзарев Ф.М.)
("Законность", 2012, N 1)<*> Статья подготовлена в период исполнения автором обязанностей заместителя начальника управления кадров - начальника отдела подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ.
Статья: Конституционно-правовой механизм назначения прокуроров после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
(Тухватуллин Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 12)<9> Профессором А.Ю. Винокуровым под прокурорами-руководителями понимаются должностные лица органов прокуратуры, наделенные правом принятия самостоятельных решений, в том числе правом подписи актов прокурорского надзора и иных правовых документов (исков и заявлений в суды), т.е. прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, а также заместители названных прокуроров (Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах, связанных с назначением на должность отдельных категорий прокуроров-руководителей // Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избранные статьи. М., 2012. С. 117). В целом соглашаясь с позицией известного ученого, отметим, что из данной категории следовало бы исключить заместителей названных прокуроров, поскольку они в силу Закона о прокуратуре не обладают всем объемом полномочий прокурора.
(Тухватуллин Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 12)<9> Профессором А.Ю. Винокуровым под прокурорами-руководителями понимаются должностные лица органов прокуратуры, наделенные правом принятия самостоятельных решений, в том числе правом подписи актов прокурорского надзора и иных правовых документов (исков и заявлений в суды), т.е. прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, а также заместители названных прокуроров (Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах, связанных с назначением на должность отдельных категорий прокуроров-руководителей // Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избранные статьи. М., 2012. С. 117). В целом соглашаясь с позицией известного ученого, отметим, что из данной категории следовало бы исключить заместителей названных прокуроров, поскольку они в силу Закона о прокуратуре не обладают всем объемом полномочий прокурора.
Статья: Некоторые правила квалификации малозначительных деяний
(Гарбатович Д.А.)
("Российский судья", 2016, N 1)Судебная коллегия, объективно проанализировав обстоятельства правонарушения и признаки состава преступления, пришла к обоснованному выводу о том, что при решении вопроса о привлечении К. к уголовной ответственности не в полной мере были учтены конкретные обстоятельства совершения преступления, а также данные о его личности, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что совершенные им действия не представляли опасности для общества. Протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации был оставлен без удовлетворения <4>.
(Гарбатович Д.А.)
("Российский судья", 2016, N 1)Судебная коллегия, объективно проанализировав обстоятельства правонарушения и признаки состава преступления, пришла к обоснованному выводу о том, что при решении вопроса о привлечении К. к уголовной ответственности не в полной мере были учтены конкретные обстоятельства совершения преступления, а также данные о его личности, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что совершенные им действия не представляли опасности для общества. Протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации был оставлен без удовлетворения <4>.
"Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюбанов Ю.А.)
("Проспект", 2018)Штатные расписания прокуратур городов, районов, приравненных к ним иных территориальных и специализированных прокуратур утверждаются прокурорами субъектов и приравненными к ним прокурорами. В прокуратурах основного звена устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Они назначаются и освобождаются от должности прокурором субъекта и приравненным к ним прокурором. По Приказу Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. N 261 "О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" в прокуратуре города, района (приравненной к ней иной территориальной или специализированной прокуратуре) должность заместителя прокурора вводится, исходя из общей штатной численности прокуратуры: до 8 единиц - 1 заместитель, с 9 до 22 единиц - 2 заместителя, с 23 до 40 единиц - 3 заместителя, свыше 40 единиц - 4 заместителя. При необходимости дислокации заместителей прокуроров вне места расположения прокуратуры может устанавливаться большее количество заместителей прокуроров (на количество дислоцированных вне места расположения прокуратуры). В прокуратурах районного звена прокуратур городов Москвы и Санкт-Петербурга количество заместителей прокуроров может устанавливаться на одну единицу больше (с учетом специфики деятельности прокуратур, численности (плотности) населения, численности муниципальных образований, поднадзорных органов внутренних дел и иных государственных органов, состояния преступности). Количество старших помощников прокурора, как правило, не должно превышать 40 процентов от общей численности старших помощников и помощников прокурора этой прокуратуры.
(постатейный)
(Зюбанов Ю.А.)
("Проспект", 2018)Штатные расписания прокуратур городов, районов, приравненных к ним иных территориальных и специализированных прокуратур утверждаются прокурорами субъектов и приравненными к ним прокурорами. В прокуратурах основного звена устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Они назначаются и освобождаются от должности прокурором субъекта и приравненным к ним прокурором. По Приказу Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. N 261 "О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" в прокуратуре города, района (приравненной к ней иной территориальной или специализированной прокуратуре) должность заместителя прокурора вводится, исходя из общей штатной численности прокуратуры: до 8 единиц - 1 заместитель, с 9 до 22 единиц - 2 заместителя, с 23 до 40 единиц - 3 заместителя, свыше 40 единиц - 4 заместителя. При необходимости дислокации заместителей прокуроров вне места расположения прокуратуры может устанавливаться большее количество заместителей прокуроров (на количество дислоцированных вне места расположения прокуратуры). В прокуратурах районного звена прокуратур городов Москвы и Санкт-Петербурга количество заместителей прокуроров может устанавливаться на одну единицу больше (с учетом специфики деятельности прокуратур, численности (плотности) населения, численности муниципальных образований, поднадзорных органов внутренних дел и иных государственных органов, состояния преступности). Количество старших помощников прокурора, как правило, не должно превышать 40 процентов от общей численности старших помощников и помощников прокурора этой прокуратуры.