Права фотографа
Подборка наиболее важных документов по запросу Права фотографа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФДействующее законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографических произведений объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны, в связи с чем, автор (фотограф) уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФ"Действующее законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографических произведений объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны, в связи с чем автор (фотограф) уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фотографические произведения в российской и зарубежной практике: авторско-правовой аспект
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В качестве примера приведем случай зарубежной судебной практики. В декабре 2022 года суд отказал в защите прав фотографа, чьи фотографии создавались в особом стиле, который был узнаваем, содержал в себе "печать творчества" и сделал его популярным - работы автора использовались на обложках модных журналов. В качестве доводов суд указал, что спорный фотоснимок не соответствует критерию оригинальности, который является обязательным условием охраноспособности объекта авторского права в соответствии с правом Евросоюза <24>, а именно не отличаются от большинства подобных портретных фотографий, в свою очередь незначительно прослеживаемая стилистика фотографа (цветовая гамма снимков, макияж моделей и пр.) недостаточны для установления в работе оригинальности. Несмотря на то, что указанное решение отменено в мае 2024 года, оно успело вызвать активное обсуждение и осуждение юридического сообщества, так как создало крайне опасный прецедент для творчества в целом <25>. Таким образом, необходимо еще раз отметить, что ни оригинальность, ни новизна не должны быть в числе признаков охраноспособности объектов авторских прав.
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В качестве примера приведем случай зарубежной судебной практики. В декабре 2022 года суд отказал в защите прав фотографа, чьи фотографии создавались в особом стиле, который был узнаваем, содержал в себе "печать творчества" и сделал его популярным - работы автора использовались на обложках модных журналов. В качестве доводов суд указал, что спорный фотоснимок не соответствует критерию оригинальности, который является обязательным условием охраноспособности объекта авторского права в соответствии с правом Евросоюза <24>, а именно не отличаются от большинства подобных портретных фотографий, в свою очередь незначительно прослеживаемая стилистика фотографа (цветовая гамма снимков, макияж моделей и пр.) недостаточны для установления в работе оригинальности. Несмотря на то, что указанное решение отменено в мае 2024 года, оно успело вызвать активное обсуждение и осуждение юридического сообщества, так как создало крайне опасный прецедент для творчества в целом <25>. Таким образом, необходимо еще раз отметить, что ни оригинальность, ни новизна не должны быть в числе признаков охраноспособности объектов авторских прав.
Статья: О развитии авторского права на фотографические произведения в доцифровую эпоху: советский период
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)Институт авторского права на фотографические произведения сложился еще в Российской Империи <4>. В Положении об авторском праве 1911 года <5> (далее также - Положение) были узаконены авторские права фотографа. В революционном 1917 году после отмены царских законов установилась государственная монополия на произведения науки, литературы и искусства. Затем, еще в советский период, авторскому праву (в том числе на фотографические произведения) суждено было вернуться к исходным идеям, чтобы сделать следующий виток в своем развитии. Какими же были первоначальные положения дореволюционного закона, к которым пришлось обратиться вновь? И каким был новый, советский, этап в развитии авторских прав на фотографические произведения в доцифровую эпоху?
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)Институт авторского права на фотографические произведения сложился еще в Российской Империи <4>. В Положении об авторском праве 1911 года <5> (далее также - Положение) были узаконены авторские права фотографа. В революционном 1917 году после отмены царских законов установилась государственная монополия на произведения науки, литературы и искусства. Затем, еще в советский период, авторскому праву (в том числе на фотографические произведения) суждено было вернуться к исходным идеям, чтобы сделать следующий виток в своем развитии. Какими же были первоначальные положения дореволюционного закона, к которым пришлось обратиться вновь? И каким был новый, советский, этап в развитии авторских прав на фотографические произведения в доцифровую эпоху?
Статья: Авторско-правовой режим апроприативного искусства: свободное использование или переработка произведения?
(Овчинников И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Его творчество сформировало богатую правоприменительную практику не только в США, но и по другую сторону Атлантического океана. Французские суды в последние годы неоднократно давали правовую оценку его работам. По делу Davidovici v. Koons and Centre Georges Pompidou <7> суд признал еще одну скульптуру из серии "Банальность", а именно "Зимнюю историю" (Fait d'hiver), нарушающей права фотографа. Фотография, взятая за основу, была создана для рекламной кампании бренда Naf Naf. Ранее по делу Bauret v. Koons <8> аналогичная судьба постигла во Франции скульптуру "Нагие" (Naked) из той же серии.
(Овчинников И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Его творчество сформировало богатую правоприменительную практику не только в США, но и по другую сторону Атлантического океана. Французские суды в последние годы неоднократно давали правовую оценку его работам. По делу Davidovici v. Koons and Centre Georges Pompidou <7> суд признал еще одну скульптуру из серии "Банальность", а именно "Зимнюю историю" (Fait d'hiver), нарушающей права фотографа. Фотография, взятая за основу, была создана для рекламной кампании бренда Naf Naf. Ранее по делу Bauret v. Koons <8> аналогичная судьба постигла во Франции скульптуру "Нагие" (Naked) из той же серии.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В этой связи можно вспомнить также громкое дело, в котором встал вопрос о возможности признания автором фотографии обезьяны, которая сама сделала селфи. В 2011 г. фотограф Дэвид Слейтер оставил свою камеру в лесу на острове Сулавеси в Индонезии, где она была найдена обезьяной Наруто, которая случайно сделала несколько селфи. Фото было опубликовано в интернете и стало популярным, но затем компания PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) подала иск от имени обезьяны Наруто, требуя признать ее автором фотографии и передать ей все права на нее. В итоге суд решил в пользу фотографа, отказав обезьяне в правах на фотографию. Суд при этом исходил из того, что только человек может выступать в качестве автора (Naruto v. Slater, 888 F.3d 418, 426 (9th Cir. 2018)).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В этой связи можно вспомнить также громкое дело, в котором встал вопрос о возможности признания автором фотографии обезьяны, которая сама сделала селфи. В 2011 г. фотограф Дэвид Слейтер оставил свою камеру в лесу на острове Сулавеси в Индонезии, где она была найдена обезьяной Наруто, которая случайно сделала несколько селфи. Фото было опубликовано в интернете и стало популярным, но затем компания PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) подала иск от имени обезьяны Наруто, требуя признать ее автором фотографии и передать ей все права на нее. В итоге суд решил в пользу фотографа, отказав обезьяне в правах на фотографию. Суд при этом исходил из того, что только человек может выступать в качестве автора (Naruto v. Slater, 888 F.3d 418, 426 (9th Cir. 2018)).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Гиричева В.В. Проблемы критериев правовой охраны фотографии как объекта авторского права // Международный журнал гуманистических и естественных наук. 2017. N 12. С. 287 - 294; Савина В.С. Особенности правовой охраны фотографий как объектов авторского права в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. N 5. С. 17 - 22; Радецкая М.В. Критерии предоставления авторско-правовой охраны фотографическим произведениям // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 1. С. 35 - 48; Телюкина М.В. Проблемы определения места фотографии в системе объектов гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2018. N 8 (499). С. 21 - 38; Витко В.С. О творческом вкладе фотографа в создание фотографических произведений // Хозяйство и право. 2019. N 8 (511). С. 29 - 38; Рожкова М.А., Исаева О.В. Правовые режимы фотографии в российском праве // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. N 2 (32). С. 55 - 69 и др. авторы.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Гиричева В.В. Проблемы критериев правовой охраны фотографии как объекта авторского права // Международный журнал гуманистических и естественных наук. 2017. N 12. С. 287 - 294; Савина В.С. Особенности правовой охраны фотографий как объектов авторского права в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. N 5. С. 17 - 22; Радецкая М.В. Критерии предоставления авторско-правовой охраны фотографическим произведениям // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 1. С. 35 - 48; Телюкина М.В. Проблемы определения места фотографии в системе объектов гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2018. N 8 (499). С. 21 - 38; Витко В.С. О творческом вкладе фотографа в создание фотографических произведений // Хозяйство и право. 2019. N 8 (511). С. 29 - 38; Рожкова М.А., Исаева О.В. Правовые режимы фотографии в российском праве // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. N 2 (32). С. 55 - 69 и др. авторы.
Статья: Иммунитет авторских прав: прошлое, настоящее, будущее
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)<19> Однако, как пишет Я.А. Канторович, законодателем было сделано исключение в отношении авторских прав фотографов: "...фотографы делают снимки для целей торговли, как предмет промысла, и поэтому нет серьезных оснований, чтобы кредиторов, которые желают обратить взыскание на имущество фотографа, лишить права, без его согласия, воспроизвести фотографические снимки, которые он в свое время сделал как объект торговли" (Канторович Я.А. Указ. соч. С. 604).
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)<19> Однако, как пишет Я.А. Канторович, законодателем было сделано исключение в отношении авторских прав фотографов: "...фотографы делают снимки для целей торговли, как предмет промысла, и поэтому нет серьезных оснований, чтобы кредиторов, которые желают обратить взыскание на имущество фотографа, лишить права, без его согласия, воспроизвести фотографические снимки, которые он в свое время сделал как объект торговли" (Канторович Я.А. Указ. соч. С. 604).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Комментируя изложенное, прежде всего следует отметить, что отсутствие согласия фотографируемых лиц на произведение фотосъемки в любом случае не может рассматриваться как доказательство отсутствия у фотографа прав на созданные им фотографии. В данном случае (если согласие на произведение фотосъемки действительно не было получено) правильнее говорить о неправомерности дальнейшего использования (обнародования) таких фотографий любым лицом без согласия изображенных на фотоснимках лиц, в том числе и самим Центром. Иными словами, наличие или отсутствие согласия изображенных на фотоснимках лиц на проведение фотосъемки или на дальнейшее использование снимков само по себе не препятствует возникновению исключительного права на фотографические произведения как объекты авторского права и не ограничивает его действие. Вместе с тем в случае отсутствия такого согласия дальнейшему использованию фотографий препятствует право изображенных на фотографиях лиц на охрану изображения (ст. 152.1 ГК РФ).
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Комментируя изложенное, прежде всего следует отметить, что отсутствие согласия фотографируемых лиц на произведение фотосъемки в любом случае не может рассматриваться как доказательство отсутствия у фотографа прав на созданные им фотографии. В данном случае (если согласие на произведение фотосъемки действительно не было получено) правильнее говорить о неправомерности дальнейшего использования (обнародования) таких фотографий любым лицом без согласия изображенных на фотоснимках лиц, в том числе и самим Центром. Иными словами, наличие или отсутствие согласия изображенных на фотоснимках лиц на проведение фотосъемки или на дальнейшее использование снимков само по себе не препятствует возникновению исключительного права на фотографические произведения как объекты авторского права и не ограничивает его действие. Вместе с тем в случае отсутствия такого согласия дальнейшему использованию фотографий препятствует право изображенных на фотографиях лиц на охрану изображения (ст. 152.1 ГК РФ).
Статья: Извольте уплатить компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)- У ИП М. исключительное право на фотографию. Основание: Договор авторского заказа с фотографом и Акт выполненных работ.
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)- У ИП М. исключительное право на фотографию. Основание: Договор авторского заказа с фотографом и Акт выполненных работ.