Контролер банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Контролер банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предвидимое нарушение гражданско-правового договора
(Кархалев Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 2)В случае выдачи долгосрочного кредита банк может запросить у заемщика разработку финансовой модели, содержащей прогноз финансовых показателей, в том числе прогноз операционного денежного потока, инвестиционного денежного потока, денежного потока, связанного с обслуживанием долга (например, CFADS и DSCR). Кроме того, отдельным требованием банка может быть проведение ежемесячного или ежеквартального мониторинга деятельности заемщика независимым финансовым контролером, согласованным банком. Это могут быть анализ внутригрупповых операций, их экономического смысла и обоснованности; анализ целевого использования предоставленных банком кредитных средств; анализ конечного целевого использования по внутригрупповым займам и т.д. [4].
(Кархалев Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 2)В случае выдачи долгосрочного кредита банк может запросить у заемщика разработку финансовой модели, содержащей прогноз финансовых показателей, в том числе прогноз операционного денежного потока, инвестиционного денежного потока, денежного потока, связанного с обслуживанием долга (например, CFADS и DSCR). Кроме того, отдельным требованием банка может быть проведение ежемесячного или ежеквартального мониторинга деятельности заемщика независимым финансовым контролером, согласованным банком. Это могут быть анализ внутригрупповых операций, их экономического смысла и обоснованности; анализ целевого использования предоставленных банком кредитных средств; анализ конечного целевого использования по внутригрупповым займам и т.д. [4].
Статья: Особенности применения ковенантных условий договора: проблемы теории и судебной практики
(Егорова М.А., Челышева Н.Ю., Шмелева Д.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Кроме того, отдельным требованием банка может быть проведение ежемесячного или ежеквартального мониторинга деятельности заемщика независимым финансовым контролером, согласованным банком. Сюда могут входить:
(Егорова М.А., Челышева Н.Ю., Шмелева Д.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Кроме того, отдельным требованием банка может быть проведение ежемесячного или ежеквартального мониторинга деятельности заемщика независимым финансовым контролером, согласованным банком. Сюда могут входить:
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об инвестиционных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)19. Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария должен иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям. Контролером специализированного депозитария, руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля специализированного депозитария, которые осуществляют внутренний контроль специализированного депозитария, не могут являться:
(ред. от 23.05.2025)
"Об инвестиционных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)19. Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария должен иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям. Контролером специализированного депозитария, руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля специализированного депозитария, которые осуществляют внутренний контроль специализированного депозитария, не могут являться:
Положение Банка России от 28.12.2017 N 626-П
(ред. от 10.01.2023)
"Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2018 N 50436)Глава 10. Проведение оценки финансового положения при осуществлении контроля за соответствием финансового положения юридического лица - владельца (контролера) крупного пакета акций (долей) кредитной организации, лица, имеющего право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, требованиям, предъявляемым к этим лицам на постоянной основе, документы, представляемые для оценки финансового положения в соответствии с указанными требованиями
(ред. от 10.01.2023)
"Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2018 N 50436)Глава 10. Проведение оценки финансового положения при осуществлении контроля за соответствием финансового положения юридического лица - владельца (контролера) крупного пакета акций (долей) кредитной организации, лица, имеющего право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, требованиям, предъявляемым к этим лицам на постоянной основе, документы, представляемые для оценки финансового положения в соответствии с указанными требованиями
Статья: Обновленная форма 0409053: как заполнить в IV квартале и что изменится с 1 января с учетом Указания N 6406-У
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)В графе 12 указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный Банком России, если акционером (участником), контролером акционера (участника), номинальным держателем акций, аффилированным лицом кредитной организации является кредитная организация - резидент РФ.
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)В графе 12 указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный Банком России, если акционером (участником), контролером акционера (участника), номинальным держателем акций, аффилированным лицом кредитной организации является кредитная организация - резидент РФ.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Также информация попадет к контролерам, если сотрудники банков выявят транзитные платежи на организации, которые недавно были открыты, т.е. обнаружат, что эти организации получают значительные суммы денег и тут же перечисляют их дальше, при этом не уплачивая налоги. Подобные признаки банковского контроля указаны в Письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т и в Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР и 19-МР.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Также информация попадет к контролерам, если сотрудники банков выявят транзитные платежи на организации, которые недавно были открыты, т.е. обнаружат, что эти организации получают значительные суммы денег и тут же перечисляют их дальше, при этом не уплачивая налоги. Подобные признаки банковского контроля указаны в Письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т и в Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР и 19-МР.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Так, Федеральное казначейство выполняет одновременно функции и банка, и контролера (проверяющего субъекта), и карающего органа (привлекающего к ответственности), и оператора информационной системы. Федеральная налоговая служба является одновременно и администратором подавляющего объема доходов всех видов бюджетов, и регистратором всех хозяйствующих субъектов права (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и контролером (проверяет полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов), и карающим органом (привлекает к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах), и оператором информационных систем.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Так, Федеральное казначейство выполняет одновременно функции и банка, и контролера (проверяющего субъекта), и карающего органа (привлекающего к ответственности), и оператора информационной системы. Федеральная налоговая служба является одновременно и администратором подавляющего объема доходов всех видов бюджетов, и регистратором всех хозяйствующих субъектов права (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и контролером (проверяет полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов), и карающим органом (привлекает к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах), и оператором информационных систем.
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Отвечает ли банк за выдачу денег по подложному чеку, если не мог установить, что распоряжение поступило от неуполномоченного лица
(КонсультантПлюс, 2025)Из приобщенного к материалам дела приговора Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19.05.2008 следует, что на протяжении 2005 - 2006 годов бухгалтер общества Филиппова Н.С., используя служебное положение, имея доверенность на получение денежных средств по чекам и злоупотребляя доверием руководства, присваивала различные суммы, снимая их со счета общества по представлявшимся банку чекам. Описывая в приговоре различные эпизоды преступления, суд указал, что лишь в части чеков подделывалась подпись главного бухгалтера. По другим чекам Филиппова Н.С. присваивала деньги, выписывая расходные ордера на выдачу полученных в банке денег подотчетным лицам, чего в действительности не было, и вводя в заблуждение главного бухгалтера. В приговоре также указано, что сравнение образца подписи с подписью в чековой книжке и печатью производилось контролером банка и банковским работником, обслуживавшим общество. В приговоре приведены выводы почерковедческой экспертизы от 14.09.2006, из которых следует, что в части чеков подписи выполнены не Летавиной Е.А., а другим лицом. Из самого экспертного заключения (т. 2, л.д. 84 - 103) следует, что для установления различий в подписях эксперт использовал не только образцы подписи, имевшиеся в банке, но и свободные, а также экспериментальные образцы. При исследовании применялась специальная техника (микроскоп для проведения исследования в лучах видимой и невидимой зон спектра), позволившая установить в подписях устойчивые и существенные различия.
Отвечает ли банк за выдачу денег по подложному чеку, если не мог установить, что распоряжение поступило от неуполномоченного лица
(КонсультантПлюс, 2025)Из приобщенного к материалам дела приговора Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19.05.2008 следует, что на протяжении 2005 - 2006 годов бухгалтер общества Филиппова Н.С., используя служебное положение, имея доверенность на получение денежных средств по чекам и злоупотребляя доверием руководства, присваивала различные суммы, снимая их со счета общества по представлявшимся банку чекам. Описывая в приговоре различные эпизоды преступления, суд указал, что лишь в части чеков подделывалась подпись главного бухгалтера. По другим чекам Филиппова Н.С. присваивала деньги, выписывая расходные ордера на выдачу полученных в банке денег подотчетным лицам, чего в действительности не было, и вводя в заблуждение главного бухгалтера. В приговоре также указано, что сравнение образца подписи с подписью в чековой книжке и печатью производилось контролером банка и банковским работником, обслуживавшим общество. В приговоре приведены выводы почерковедческой экспертизы от 14.09.2006, из которых следует, что в части чеков подписи выполнены не Летавиной Е.А., а другим лицом. Из самого экспертного заключения (т. 2, л.д. 84 - 103) следует, что для установления различий в подписях эксперт использовал не только образцы подписи, имевшиеся в банке, но и свободные, а также экспериментальные образцы. При исследовании применялась специальная техника (микроскоп для проведения исследования в лучах видимой и невидимой зон спектра), позволившая установить в подписях устойчивые и существенные различия.
Статья: Цифровая модель финансовой деятельности публично-правовых образований: некоторые правовые аспекты
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В качестве специфики финансовой деятельности публично-правовых образований можно отметить, что права и обязанности операторов таких информационных систем возлагаются, как правило, на одного из субъектов финансовой деятельности, в частности на Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу и проч. органы. По существу, такие государственные органы - операторы информационных систем в финансовой сфере становятся "сверхорганами", с правовым статусом, отличным от классического статуса органа власти, формирующегося на основе отраслевой или функциональной специализации. Так, Федеральное казначейство одновременно наделяется полномочиями банка, контролера, "карающего" органа (привлекающего к ответственности), оператора информационных систем; Федеральная налоговая служба является администратором подавляющего объема доходов всех видов бюджетов, регистратором хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), контролером, "карающим" органом (привлекающим к ответственности), оператором информационных систем.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В качестве специфики финансовой деятельности публично-правовых образований можно отметить, что права и обязанности операторов таких информационных систем возлагаются, как правило, на одного из субъектов финансовой деятельности, в частности на Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу и проч. органы. По существу, такие государственные органы - операторы информационных систем в финансовой сфере становятся "сверхорганами", с правовым статусом, отличным от классического статуса органа власти, формирующегося на основе отраслевой или функциональной специализации. Так, Федеральное казначейство одновременно наделяется полномочиями банка, контролера, "карающего" органа (привлекающего к ответственности), оператора информационных систем; Федеральная налоговая служба является администратором подавляющего объема доходов всех видов бюджетов, регистратором хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), контролером, "карающим" органом (привлекающим к ответственности), оператором информационных систем.
Статья: Государственная власть постсоветской Литовской Республики: аспекты преемственности, рецепции и политики
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.