Контроль за розничной продажей алкогольной продукции
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за розничной продажей алкогольной продукции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общая профилактика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Кроме того, в такой профилактике участвуют достаточно большое количество субъектов как федерального, так и регионального уровня, которые решают разные задачи и функции. Так, федеральные органы исполнительной власти по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляют функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной продукции; федеральные органы исполнительной власти в сфере потребительного рынка (Роспотребнадзор) - функции по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей; региональные органы власти в сфере розничной продажи алкогольной продукции - лицензирование и постлицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции. Поэтому их деятельность носит раскоординированный характер. Законодательство, регулирующее их деятельность, является сложным, постоянно меняющимся. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" ими не применяется, поскольку установлена собственная система профилактики.
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Кроме того, в такой профилактике участвуют достаточно большое количество субъектов как федерального, так и регионального уровня, которые решают разные задачи и функции. Так, федеральные органы исполнительной власти по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляют функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной продукции; федеральные органы исполнительной власти в сфере потребительного рынка (Роспотребнадзор) - функции по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей; региональные органы власти в сфере розничной продажи алкогольной продукции - лицензирование и постлицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции. Поэтому их деятельность носит раскоординированный характер. Законодательство, регулирующее их деятельность, является сложным, постоянно меняющимся. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" ими не применяется, поскольку установлена собственная система профилактики.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 2011 г. сфера муниципального контроля была расширена <1> и в рамках данного контроля стали возможными проверки соблюдения требований, установленных не только муниципальными правовыми актами, но и федеральными, региональными. Ученые отмечают, что это повысило эффективность муниципального контроля <2>. Муниципалитеты осуществляли, помимо тех видов, которые сейчас закреплены в качестве муниципального контроля, муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; контроль в области торговой деятельности; контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (с включением данного вида контроля в состав регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 2011 г. сфера муниципального контроля была расширена <1> и в рамках данного контроля стали возможными проверки соблюдения требований, установленных не только муниципальными правовыми актами, но и федеральными, региональными. Ученые отмечают, что это повысило эффективность муниципального контроля <2>. Муниципалитеты осуществляли, помимо тех видов, которые сейчас закреплены в качестве муниципального контроля, муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; контроль в области торговой деятельности; контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (с включением данного вида контроля в состав регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Статья 23.1. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Статья 23.1. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Статья: Систематизация обязательных требований: современное состояние и пути совершенствования
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Для иллюстрации поставленной нами проблемы о недостаточной ясности перечней обратимся к перечню НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, предусмотренных ст. 8, 10.2 - 12, 14 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <6> (далее - Закон N 171-ФЗ) (утв. Росалкогольтабакконтролем 27.10.2023 N ДР-30/02-02 <7>).
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Для иллюстрации поставленной нами проблемы о недостаточной ясности перечней обратимся к перечню НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, предусмотренных ст. 8, 10.2 - 12, 14 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <6> (далее - Закон N 171-ФЗ) (утв. Росалкогольтабакконтролем 27.10.2023 N ДР-30/02-02 <7>).
Статья: Распространение реформы обязательных требований на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во-вторых, региональными и муниципальными органами осуществляются весьма значительные для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности виды контроля (надзора). Так, на уровне субъектов Российской Федерации осуществляются в том числе контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, экологический контроль (надзор), строительный надзор <11>. Муниципальными органами осуществляются в том числе контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, земельный контроль, контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <12>. В связи с этим, учитывая, что виды регионального контроля (надзора) и муниципального контроля затрагивают весьма важные для хозяйствующих субъектов стороны деятельности, на проверяемые в рамках соответствующих видов контроля (надзора) обязательные требования также должны быть распространены особые условия принятия и оценки применения, действующие для федерального правоприменителя.
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во-вторых, региональными и муниципальными органами осуществляются весьма значительные для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности виды контроля (надзора). Так, на уровне субъектов Российской Федерации осуществляются в том числе контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, экологический контроль (надзор), строительный надзор <11>. Муниципальными органами осуществляются в том числе контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, земельный контроль, контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <12>. В связи с этим, учитывая, что виды регионального контроля (надзора) и муниципального контроля затрагивают весьма важные для хозяйствующих субъектов стороны деятельности, на проверяемые в рамках соответствующих видов контроля (надзора) обязательные требования также должны быть распространены особые условия принятия и оценки применения, действующие для федерального правоприменителя.