Контроль за домашним арестом
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за домашним арестом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межведомственный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления контроля по исполнению домашнего ареста и за соблюдением запретов при избрании запрета определенных действий, залога или домашнего ареста: сравнительно-правовой анализ
(Овчинников Ю.Г.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 4)"Уголовное судопроизводство", 2021, N 4
(Овчинников Ю.Г.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 4)"Уголовное судопроизводство", 2021, N 4
Нормативные акты
Статья: Увольнение сотрудника, который попал в СИЗО
(Натырова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Домашний арест означает нахождение подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, где он проживает как собственник жилья или наниматель, с наложением запретов и контролем по стороны правоохранительных органов. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев (ст. 107 УПК РФ). В это время работник может продолжать трудиться, если удаленный режим работы при его должности и профессии возможен и запретов на это суд не установил. Если же работать он не может, для работодателя это мало чем отличается от заключения работника в СИЗО.
(Натырова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Домашний арест означает нахождение подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, где он проживает как собственник жилья или наниматель, с наложением запретов и контролем по стороны правоохранительных органов. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев (ст. 107 УПК РФ). В это время работник может продолжать трудиться, если удаленный режим работы при его должности и профессии возможен и запретов на это суд не установил. Если же работать он не может, для работодателя это мало чем отличается от заключения работника в СИЗО.
Статья: Правовое положение лиц, отбывающих наказание, при возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения
(Алексеев А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Поспешно принятые ограничения социальных связей в Итальянской Республике, а также отсутствие гарантий со стороны администрации в обеспечении безопасности осужденных (предоставление средств индивидуальной гигиены: хирургических масок, антисептических средств, одноразовых перчаток) привели к масштабным массовым беспорядкам, усугубив ситуацию с распространением инфекции. Тяжелая обстановка в учреждениях вследствие криминогенных факторов и чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения потребовала от руководства оперативных действий. В целях снижения уровня концентрации осужденных правительством было принято решение об осуществлении дистанционного контроля (домашний арест в РФ) над лицами, которые осуждены на срок, не превышающий шести месяцев. Исключением в применении альтернативного наказания стали лица, принимавшие участие в массовых беспорядках в начале марта, имевшие в течение года дисциплинарные взыскания, отбывающие наказание за взяточничество и насильственные преступления. Пенитенциарный департамент Италии, имея острую необходимость в обеспечении осужденных и сотрудников средствами индивидуальной гигиены (хирургические маски), призвал осужденных проявить солидарность в борьбе с предстоящей угрозой <12>. В результате был изменен распорядок дня, многие производства пенитенциарной службы были перепрофилированы на выпуск необходимой продукции.
(Алексеев А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Поспешно принятые ограничения социальных связей в Итальянской Республике, а также отсутствие гарантий со стороны администрации в обеспечении безопасности осужденных (предоставление средств индивидуальной гигиены: хирургических масок, антисептических средств, одноразовых перчаток) привели к масштабным массовым беспорядкам, усугубив ситуацию с распространением инфекции. Тяжелая обстановка в учреждениях вследствие криминогенных факторов и чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения потребовала от руководства оперативных действий. В целях снижения уровня концентрации осужденных правительством было принято решение об осуществлении дистанционного контроля (домашний арест в РФ) над лицами, которые осуждены на срок, не превышающий шести месяцев. Исключением в применении альтернативного наказания стали лица, принимавшие участие в массовых беспорядках в начале марта, имевшие в течение года дисциплинарные взыскания, отбывающие наказание за взяточничество и насильственные преступления. Пенитенциарный департамент Италии, имея острую необходимость в обеспечении осужденных и сотрудников средствами индивидуальной гигиены (хирургические маски), призвал осужденных проявить солидарность в борьбе с предстоящей угрозой <12>. В результате был изменен распорядок дня, многие производства пенитенциарной службы были перепрофилированы на выпуск необходимой продукции.
Статья: Право на охрану здоровья и домашний арест: проблемы регулирования и правоприменения
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ правовое регулирование домашнего ареста подверглось значительным изменениям. Устанавливалось, в частности, что "домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении... с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля". Суд имел право запретить или ограничить: выход за пределы жилого помещения, в котором проживает обвиняемый; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств обвиняемый мог быть подвергнут судом всем этим запретам и (или) ограничениям либо некоторым из них. В пункте 9 ст. 107 УПК РФ определялось, что "в решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать)". Определялся и орган власти, уполномоченный на осуществление контроля за исполнением домашнего ареста, а также возможность применения специальных технических средств для этих целей <16>.
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ правовое регулирование домашнего ареста подверглось значительным изменениям. Устанавливалось, в частности, что "домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении... с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля". Суд имел право запретить или ограничить: выход за пределы жилого помещения, в котором проживает обвиняемый; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств обвиняемый мог быть подвергнут судом всем этим запретам и (или) ограничениям либо некоторым из них. В пункте 9 ст. 107 УПК РФ определялось, что "в решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать)". Определялся и орган власти, уполномоченный на осуществление контроля за исполнением домашнего ареста, а также возможность применения специальных технических средств для этих целей <16>.
Статья: Трансформация домашнего ареста как меры пресечения в российском уголовном процессе
(Марковичева Е.В.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Следующий период применения домашнего ареста в качестве меры пресечения связан уже с принятием УПК РФ 2001 г. Между тем от момента нормативного закрепления домашнего ареста до начала его активного избрания прошло не менее десяти лет, так как в первые годы действия обновленного уголовно-процессуального законодательства данная мера пресечения применялась довольно редко. Это было связано как с проблемами в нормативном регулировании, так и с неопределенностью контролирующего органа и ограниченностью технических возможностей для осуществления соответствующего мониторинга исполнения меры пресечения. Ограничивало применение домашнего ареста и отсутствие в законодательстве указания на конкретный орган, обеспечивающий исполнение данной меры пресечения и ее эффективность. Такая ситуация привела к значительной вариативности судебных решений, когда судьи возлагали обязанности по контролю за соблюдением домашнего ареста на органы милиции, следователей, органы местного самоуправления, приставов и т.д.
(Марковичева Е.В.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Следующий период применения домашнего ареста в качестве меры пресечения связан уже с принятием УПК РФ 2001 г. Между тем от момента нормативного закрепления домашнего ареста до начала его активного избрания прошло не менее десяти лет, так как в первые годы действия обновленного уголовно-процессуального законодательства данная мера пресечения применялась довольно редко. Это было связано как с проблемами в нормативном регулировании, так и с неопределенностью контролирующего органа и ограниченностью технических возможностей для осуществления соответствующего мониторинга исполнения меры пресечения. Ограничивало применение домашнего ареста и отсутствие в законодательстве указания на конкретный орган, обеспечивающий исполнение данной меры пресечения и ее эффективность. Такая ситуация привела к значительной вариативности судебных решений, когда судьи возлагали обязанности по контролю за соблюдением домашнего ареста на органы милиции, следователей, органы местного самоуправления, приставов и т.д.