Контроль и надзор за органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль и надзор за органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 88. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 88. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)- за счет средств бюджетов муниципальных образований по решениям контрольно-надзорных органов органами местного самоуправления выплачена общая сумма штрафов: в 2022 году - 560 млн рублей, в 2023 году - 846,4 млн рублей (+51%);
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)- за счет средств бюджетов муниципальных образований по решениям контрольно-надзорных органов органами местного самоуправления выплачена общая сумма штрафов: в 2022 году - 560 млн рублей, в 2023 году - 846,4 млн рублей (+51%);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 41. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 41. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При выявлении случаев неисполнения органами государственного экологического контроля (надзора), органами местного самоуправления полномочий по предъявлению иска в суд либо неправомерного перерасчета размера причиненного вреда ставится вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При выявлении случаев неисполнения органами государственного экологического контроля (надзора), органами местного самоуправления полномочий по предъявлению иска в суд либо неправомерного перерасчета размера причиненного вреда ставится вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи могут устанавливаться федеральными законами. Так, эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Так, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (с изм. от 22.06.2022) утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи могут устанавливаться федеральными законами. Так, эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Так, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (с изм. от 22.06.2022) утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Статья: Проверки ККТ в 2023 году
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
Статья: Контроль за лицензированием производства лекарственных средств автоматизируется
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В настоящее время в контрольно-надзорную деятельность внедряется ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" <1>, которая предназначена для формирования единого информационного пространства для всех пользователей системы - сотрудников органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление муниципального контроля.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В настоящее время в контрольно-надзорную деятельность внедряется ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" <1>, которая предназначена для формирования единого информационного пространства для всех пользователей системы - сотрудников органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление муниципального контроля.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может привлечь к приемке и иных лиц, например инженерную организацию, с которой он в соответствии со ст. 749 ГК РФ заключил договор оказания услуг по осуществлению контроля и надзора за строительством. Представители госорганов и органов местного самоуправления участвуют в приемке, только если это предусмотрено законом или иным правовым актом (п. 2 ст. 753 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может привлечь к приемке и иных лиц, например инженерную организацию, с которой он в соответствии со ст. 749 ГК РФ заключил договор оказания услуг по осуществлению контроля и надзора за строительством. Представители госорганов и органов местного самоуправления участвуют в приемке, только если это предусмотрено законом или иным правовым актом (п. 2 ст. 753 ГК РФ).
Статья: Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В статье с конституционно-правовых позиций исследованы ключевые аспекты ряда этапов комплексного реформирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля в их системном единстве в Российской Федерации. Сделаны выводы и предложения, состоящие в следующем: 1) в настоящее время начат очередной этап реформы контрольно-надзорной деятельности, и его магистральным направлением, которое может быть отражено в подготавливаемой Концепции реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022 - 2024 гг., может стать снижение числа излишних проверок и расширение мероприятий, имеющих профилактический характер; 2) важным механизмом должно стать развитие и дальнейшее внедрение информационных технологий, электронных площадок и сервисов, удобных для оперативной коммуникации всех вовлеченных сторон в процессе контрольно-надзорной деятельности, что будет способствовать решению принципиальной задачи - поставить в центр внимания права и законные интересы граждан и организаций, потребности и ожидания людей в соответствии с конституционным императивом о человеке как высшей ценности; 3) в контексте приоритета развития эффективных механизмов коммуникаций внутри единой системы публичной власти подчеркнем, что весьма важна помощь со стороны контрольно-надзорных органов органам местного самоуправления, которая может выражаться в учебно-методическом содействии, консультировании по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности и т.д.; 4) концептуальным результатом комплексного реформирования рассматриваемой сферы должно стать формирование новой конституционно-правовой философии будущего контрольно-надзорной деятельности в контексте совершенствования государственного и муниципального управления и активно развивающейся концепции "государства для граждан".
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В статье с конституционно-правовых позиций исследованы ключевые аспекты ряда этапов комплексного реформирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля в их системном единстве в Российской Федерации. Сделаны выводы и предложения, состоящие в следующем: 1) в настоящее время начат очередной этап реформы контрольно-надзорной деятельности, и его магистральным направлением, которое может быть отражено в подготавливаемой Концепции реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022 - 2024 гг., может стать снижение числа излишних проверок и расширение мероприятий, имеющих профилактический характер; 2) важным механизмом должно стать развитие и дальнейшее внедрение информационных технологий, электронных площадок и сервисов, удобных для оперативной коммуникации всех вовлеченных сторон в процессе контрольно-надзорной деятельности, что будет способствовать решению принципиальной задачи - поставить в центр внимания права и законные интересы граждан и организаций, потребности и ожидания людей в соответствии с конституционным императивом о человеке как высшей ценности; 3) в контексте приоритета развития эффективных механизмов коммуникаций внутри единой системы публичной власти подчеркнем, что весьма важна помощь со стороны контрольно-надзорных органов органам местного самоуправления, которая может выражаться в учебно-методическом содействии, консультировании по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности и т.д.; 4) концептуальным результатом комплексного реформирования рассматриваемой сферы должно стать формирование новой конституционно-правовой философии будущего контрольно-надзорной деятельности в контексте совершенствования государственного и муниципального управления и активно развивающейся концепции "государства для граждан".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В связи с п. 19 - 21 необходимо отметить следующее. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> предусматриваются статьи "Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации", "Нормативно-правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля", "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля", "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)", "Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В связи с п. 19 - 21 необходимо отметить следующее. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> предусматриваются статьи "Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации", "Нормативно-правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля", "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля", "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)", "Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Российский законодатель, не справившись с этой непростой терминологической задачей, впервые использовал конструкцию "контроль (надзор)" в 2001 г. <1>, впоследствии воспроизведенную в федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти надзора за соблюдением обязательных требований: Законе N 294-ФЗ и Законе N 248-ФЗ. Объяснить, почему органам местного самоуправления было отказано в праве осуществлять надзор, не представляется возможным, содержательно деятельность государственных и муниципальных контролеров не различается ни по объекту, ни по предмету, ни по процедуре, ни по объему полномочий. Можно было бы говорить об административном (для органов исполнительной власти) и муниципальном (для органов местного самоуправления) контроле (надзоре), но и такое деление в современных условиях включения органов местного самоуправления в единую систему органов государственной власти представляется сомнительным.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Российский законодатель, не справившись с этой непростой терминологической задачей, впервые использовал конструкцию "контроль (надзор)" в 2001 г. <1>, впоследствии воспроизведенную в федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти надзора за соблюдением обязательных требований: Законе N 294-ФЗ и Законе N 248-ФЗ. Объяснить, почему органам местного самоуправления было отказано в праве осуществлять надзор, не представляется возможным, содержательно деятельность государственных и муниципальных контролеров не различается ни по объекту, ни по предмету, ни по процедуре, ни по объему полномочий. Можно было бы говорить об административном (для органов исполнительной власти) и муниципальном (для органов местного самоуправления) контроле (надзоре), но и такое деление в современных условиях включения органов местного самоуправления в единую систему органов государственной власти представляется сомнительным.
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Следует отметить, что в иных субъектах Российской Федерации региональные власти также находятся в поисках различных форм взаимодействия с муниципальными образованиями, в том числе путем создания дополнительных систем по контролю за местным самоуправлением, как, например, институт муниципальных омбудсменов, предлагаемых Синцовым Г.В. и Феоктистовым Д.Е. <19> Вместе с тем, на наш взгляд, представляется, что участия контрольно-надзорных органов в "жизни" местного самоуправления достаточно и без этого, а вот систем для взаимодействия на равных явно не хватает.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Следует отметить, что в иных субъектах Российской Федерации региональные власти также находятся в поисках различных форм взаимодействия с муниципальными образованиями, в том числе путем создания дополнительных систем по контролю за местным самоуправлением, как, например, институт муниципальных омбудсменов, предлагаемых Синцовым Г.В. и Феоктистовым Д.Е. <19> Вместе с тем, на наш взгляд, представляется, что участия контрольно-надзорных органов в "жизни" местного самоуправления достаточно и без этого, а вот систем для взаимодействия на равных явно не хватает.