Конституционные принципы экономического строя России
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные принципы экономического строя России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
Статья: Конституционный строй как объект уголовно-правовой охраны
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума N 53) указано, что под публичным порядком для целей применения норм об оспаривании и принудительном исполнении арбитражных решений следует понимать обладающие высшей императивностью и универсальностью, особой общественной и публичной значимостью фундаментальные правовые начала (принципы), которые составляют основу построения политической, экономической, правовой системы России. Одним из последствий противоречия публичному порядку является отмена или отказ в принудительном исполнении решения третейского суда. Экстраординарность характера оговорки о публичном порядке подчеркнута Верховным Судом РФ посредством установления правил применения российскими государственными судами данной оговорки для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда, а именно: суд должен определить наличие совокупности двух признаков: 1) имеет место нарушение фундаментальных принципов построения политической, экономической, правовой системы России; 2) такое нарушение может иметь следующие последствия: наносить ущерб государственным суверенитету или безопасности; затрагивать интересы больших социальных групп; нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума N 53) указано, что под публичным порядком для целей применения норм об оспаривании и принудительном исполнении арбитражных решений следует понимать обладающие высшей императивностью и универсальностью, особой общественной и публичной значимостью фундаментальные правовые начала (принципы), которые составляют основу построения политической, экономической, правовой системы России. Одним из последствий противоречия публичному порядку является отмена или отказ в принудительном исполнении решения третейского суда. Экстраординарность характера оговорки о публичном порядке подчеркнута Верховным Судом РФ посредством установления правил применения российскими государственными судами данной оговорки для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда, а именно: суд должен определить наличие совокупности двух признаков: 1) имеет место нарушение фундаментальных принципов построения политической, экономической, правовой системы России; 2) такое нарушение может иметь следующие последствия: наносить ущерб государственным суверенитету или безопасности; затрагивать интересы больших социальных групп; нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Статья: Критерии визуализации публичного порядка при приведении в исполнение решений иностранных арбитражей: вопросы процессуального права
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Общая дефиниция публичного порядка дается в актах разъясняющего характера высшей судебной инстанции, более конкретно ее составляющие раскрываются в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 51 Постановления от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" <1> дал следующее определение публичного порядка: "Под публичным порядком <...> понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц". Данное определение во многом схоже с формулировкой, используемой в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений" <2> (п. 1).
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Общая дефиниция публичного порядка дается в актах разъясняющего характера высшей судебной инстанции, более конкретно ее составляющие раскрываются в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 51 Постановления от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" <1> дал следующее определение публичного порядка: "Под публичным порядком <...> понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц". Данное определение во многом схоже с формулировкой, используемой в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений" <2> (п. 1).
Статья: Противоречие публичному порядку Российской Федерации как основание для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Статья: Трансформация права в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Заметную роль в поддержке гражданских инициатив, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты, которые в своей совокупности являются интегрированным комплексным институтом гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" <12> общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества <13>.
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Заметную роль в поддержке гражданских инициатив, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты, которые в своей совокупности являются интегрированным комплексным институтом гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" <12> общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества <13>.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.
Статья: Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)Определение публичного порядка (используемое для целей исполнения/отмены <1> решений третейских судов <2>) через конституционно-правовую категорию <3> "фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации" <4> фактически обозначило границы полномочий арбитра.
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)Определение публичного порядка (используемое для целей исполнения/отмены <1> решений третейских судов <2>) через конституционно-правовую категорию <3> "фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации" <4> фактически обозначило границы полномочий арбитра.
Статья: Арбитраж, неустойка, существо спора и публичный порядок: исправление ошибок судебной практики
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Вопрос: Какие принципы определяют конституционный строй в Российской Федерации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным принципам российского конституционного строя как системе общественных, экономических, политических и правовых отношений посвящена гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Эти принципы в совокупности содержат характеристики государства, обеспечивающие его подчинение праву и устанавливающие пределы вмешательства в жизнь гражданского общества. Особая значимость данных принципов подтверждается ч. 2 ст. 16 Конституции РФ: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Их изменение влечет пересмотр Конституции РФ в целом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным принципам российского конституционного строя как системе общественных, экономических, политических и правовых отношений посвящена гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Эти принципы в совокупности содержат характеристики государства, обеспечивающие его подчинение праву и устанавливающие пределы вмешательства в жизнь гражданского общества. Особая значимость данных принципов подтверждается ч. 2 ст. 16 Конституции РФ: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Их изменение влечет пересмотр Конституции РФ в целом.
Статья: Судебный конституционализм и конституционализация предпринимательской деятельности и статуса юридического лица (в контексте конституционной реформы 2020)
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Конституционное право в своем традиционном предназначении как ведущая отрасль российского права (и национального права других государств), как правило, не регулирует статус предпринимателей и юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью (коммерческих организаций). Тем не менее существуют конституционные положения, регулирующие предпринимательскую деятельность как вид не запрещенной законом правомерной деятельности, с одной стороны, и конституционные принципы рыночной экономики и экономической системы в целом, поскольку Конституция РФ закрепляет экономические (в том числе финансовые) основы конституционного строя, с другой стороны. Примечательно, что глава 1 Конституции РФ не использует концепт "рыночная экономика" <1>, в такой же степени это понятие не было введено в конституционный текст в ходе реализации конституционной реформы 2020 г. Между тем Конституция РФ содержит некоторые важнейшие элементы "экономической конституции". К числу таких элементов относятся положения о признании и равной защите разных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности) (ч. 2 ст. 8). Конституция РФ возлагает на государство обязанность (ст. 8) гарантировать "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности" <2>. Следовательно, национальное конституционное право участвует в формировании и регулировании различных детерминант развития предпринимательства (в том числе малого и среднего) как в национальном, так и в сравнительном аспекте, которые находятся в зоне научного внимания экономистов, юристов, финансистов <3>.
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Конституционное право в своем традиционном предназначении как ведущая отрасль российского права (и национального права других государств), как правило, не регулирует статус предпринимателей и юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью (коммерческих организаций). Тем не менее существуют конституционные положения, регулирующие предпринимательскую деятельность как вид не запрещенной законом правомерной деятельности, с одной стороны, и конституционные принципы рыночной экономики и экономической системы в целом, поскольку Конституция РФ закрепляет экономические (в том числе финансовые) основы конституционного строя, с другой стороны. Примечательно, что глава 1 Конституции РФ не использует концепт "рыночная экономика" <1>, в такой же степени это понятие не было введено в конституционный текст в ходе реализации конституционной реформы 2020 г. Между тем Конституция РФ содержит некоторые важнейшие элементы "экономической конституции". К числу таких элементов относятся положения о признании и равной защите разных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности) (ч. 2 ст. 8). Конституция РФ возлагает на государство обязанность (ст. 8) гарантировать "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности" <2>. Следовательно, национальное конституционное право участвует в формировании и регулировании различных детерминант развития предпринимательства (в том числе малого и среднего) как в национальном, так и в сравнительном аспекте, которые находятся в зоне научного внимания экономистов, юристов, финансистов <3>.
Статья: Перспективы развития открытого государственного управления и общественного контроля: конституционно-правовой взгляд
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).