Конституционные основы местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные основы местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Муниципальные правовые акты" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из положений ст. ст. 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из положений ст. ст. 1, 7, 14, 34, 47 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация основ местного самоуправления в контексте реформы 2020 года: проблемные аспекты
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Конституционная реформа 2020 г. непосредственно затронула конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Для местного самоуправления процесс трансформации его основ является обычным явлением. До обновления положений Конституции Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправке N 1-ФКЗ) <2> в базовом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) <3> насчитывалось свыше 156 изменений. Отдельные коллизионные вопросы организации местного самоуправления удавалось решать благодаря деятельности Конституционного Суда РФ. Как подмечает С.А. Авакьян в отношении ключевого тезиса о местном самоуправлении, изложенного в ст. 12 Конституции <4>, "было время, когда соответствующие шаги Конституционного Суда нас радовали... Но возникает вопрос: как часто и как долго в ситуациях, явно предполагающих или реформирование имеющихся в Конституции норм, или необходимость включения в Конституцию новых предписаний, мы будем уповать на толковательные разъяснения Конституционного Суда РФ?" <5>. Идея трансформации конституционных основ местного самоуправления понятна и логически обоснованна, но то, как она осуществляется, требует анализа, возможно, даже критического.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Конституционная реформа 2020 г. непосредственно затронула конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Для местного самоуправления процесс трансформации его основ является обычным явлением. До обновления положений Конституции Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправке N 1-ФКЗ) <2> в базовом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) <3> насчитывалось свыше 156 изменений. Отдельные коллизионные вопросы организации местного самоуправления удавалось решать благодаря деятельности Конституционного Суда РФ. Как подмечает С.А. Авакьян в отношении ключевого тезиса о местном самоуправлении, изложенного в ст. 12 Конституции <4>, "было время, когда соответствующие шаги Конституционного Суда нас радовали... Но возникает вопрос: как часто и как долго в ситуациях, явно предполагающих или реформирование имеющихся в Конституции норм, или необходимость включения в Конституцию новых предписаний, мы будем уповать на толковательные разъяснения Конституционного Суда РФ?" <5>. Идея трансформации конституционных основ местного самоуправления понятна и логически обоснованна, но то, как она осуществляется, требует анализа, возможно, даже критического.
Нормативные акты
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<12> См.: Кожевников О.А. Конституционализация нормативной основы местного самоуправления: тенденции и неопределенные перспективы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. N 1 (33). С. 112 - 118; Olowu D. The Constitutionalization of Local Government in Developing Countries - Analysis of African Experiences in Global Perspective. URL: https://www.researchgate.net/publication/266051825_The_Constitutionalization_of_Local_Government_in_Develping_Countries-Analysis_of_African_Experiences_in_Global_Perspective (date of accessed: 27.10.2023).
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<12> См.: Кожевников О.А. Конституционализация нормативной основы местного самоуправления: тенденции и неопределенные перспективы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. N 1 (33). С. 112 - 118; Olowu D. The Constitutionalization of Local Government in Developing Countries - Analysis of African Experiences in Global Perspective. URL: https://www.researchgate.net/publication/266051825_The_Constitutionalization_of_Local_Government_in_Develping_Countries-Analysis_of_African_Experiences_in_Global_Perspective (date of accessed: 27.10.2023).
Статья: Правовое регулирование местного самоуправления в России и Аргентине
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Говоря о конституционных основах организации местного самоуправления, отметим, что Конституция Аргентины, как и многих федеративных государств, весьма лаконично подходит к закреплению положений о муниципальной власти. Так, в ст. 5 Конституции в действующей редакции <7> закреплено, что провинции, принимая свои нормативные правовые акты (включая конституции), обеспечивают среди прочего функционирование муниципального режима.
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Говоря о конституционных основах организации местного самоуправления, отметим, что Конституция Аргентины, как и многих федеративных государств, весьма лаконично подходит к закреплению положений о муниципальной власти. Так, в ст. 5 Конституции в действующей редакции <7> закреплено, что провинции, принимая свои нормативные правовые акты (включая конституции), обеспечивают среди прочего функционирование муниципального режима.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Субъектом муниципального контроля является контрольный орган муниципального образования. Основы правового статуса контрольного органа закреплены в гл. 6 Закона N 248-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 26 Закона контрольными органами являются наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля органы местного самоуправления. В ч. 5 этой статьи закреплено полномочие муниципалитетов в уставах муниципальных образований и иных муниципальных правовых актах определять органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля, устанавливать их организационную структуру, полномочия, функции, порядок деятельности и определять перечень должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочия. Самостоятельность муниципалитетов в определении организационной структуры осуществления муниципального контроля обусловлена ст. 131 Конституции РФ, согласно которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. По мнению Т.М. Бялкиной, это позволяет учитывать особенности конкретных регионов, муниципальных образований, хотя "возможен и другой вариант, который в большей степени соответствует существующей в настоящее время редакции Федерального закона N 131-ФЗ, а именно: предоставить право субъектам Российской Федерации своими законами решать этот вопрос" <1>. На наш взгляд, второй вариант будет отступлением от принципа самостоятельности местного самоуправления, провозглашенного в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в ст. 12 Конституции.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Субъектом муниципального контроля является контрольный орган муниципального образования. Основы правового статуса контрольного органа закреплены в гл. 6 Закона N 248-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 26 Закона контрольными органами являются наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля органы местного самоуправления. В ч. 5 этой статьи закреплено полномочие муниципалитетов в уставах муниципальных образований и иных муниципальных правовых актах определять органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля, устанавливать их организационную структуру, полномочия, функции, порядок деятельности и определять перечень должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочия. Самостоятельность муниципалитетов в определении организационной структуры осуществления муниципального контроля обусловлена ст. 131 Конституции РФ, согласно которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. По мнению Т.М. Бялкиной, это позволяет учитывать особенности конкретных регионов, муниципальных образований, хотя "возможен и другой вариант, который в большей степени соответствует существующей в настоящее время редакции Федерального закона N 131-ФЗ, а именно: предоставить право субъектам Российской Федерации своими законами решать этот вопрос" <1>. На наш взгляд, второй вариант будет отступлением от принципа самостоятельности местного самоуправления, провозглашенного в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в ст. 12 Конституции.
Статья: Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития России
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Таким образом, за чуть более чем десятилетие избираемость института высших должностных лиц муниципальных образований сократилась более чем в 5 раз, несмотря на особую значимость выборов в обеспечении народовластия как конституционной основы местного самоуправления, о чем еще в далеком 1998 г. в своем Постановлении от 10 июня 1998 г. N 17-П сказал Конституционный Суд Российской Федерации <22>.
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Таким образом, за чуть более чем десятилетие избираемость института высших должностных лиц муниципальных образований сократилась более чем в 5 раз, несмотря на особую значимость выборов в обеспечении народовластия как конституционной основы местного самоуправления, о чем еще в далеком 1998 г. в своем Постановлении от 10 июня 1998 г. N 17-П сказал Конституционный Суд Российской Федерации <22>.
Статья: Преемственность, рецепция и местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Несмотря на наличие двух "классических" моделей, следует отметить возрастающие тенденции по унификации конституционных основ организации местного самоуправления в европейском правовом пространстве <5>, что можно связать с общеправовой глобализацией европейских правовых систем <6>.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Несмотря на наличие двух "классических" моделей, следует отметить возрастающие тенденции по унификации конституционных основ организации местного самоуправления в европейском правовом пространстве <5>, что можно связать с общеправовой глобализацией европейских правовых систем <6>.
Статья: Тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Конституционная реформа 2020 г. непосредственно затронула конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. По результатам проведенных в осенний период 2020 г. научно-практических мероприятий можно с уверенностью сказать, что поправки в главу 8 вошли в шорт-лист наиболее дискутируемых положений реформы. При этом позиция научного сообщества разделилась следующим образом:
(Третьяк И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Конституционная реформа 2020 г. непосредственно затронула конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. По результатам проведенных в осенний период 2020 г. научно-практических мероприятий можно с уверенностью сказать, что поправки в главу 8 вошли в шорт-лист наиболее дискутируемых положений реформы. При этом позиция научного сообщества разделилась следующим образом:
Статья: Местное самоуправление в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Основной Закон государства в части организации и функционирования местного самоуправления в своем содержании основывается на двадцати статьях. В ст. 3 лишь упоминается об органах местного самоуправления как форме народовластия. В ст. 8 закрепляется муниципальная форма собственности. Статья 12 признает гарантированность местного самоуправления и самостоятельность его органов и осуществляемых ими полномочий. В ст. 15 закреплена обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать Основной Закон государства и иные законы. В ст. 18 указывается на то, что права и свободы определяют деятельность местного самоуправления. Статья 24 установила обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц обеспечить доступ на ознакомление с материалами, затрагивающими права и свободы конкретного человека. В ст. 32 содержатся положения об активном и пассивном избирательном праве граждан на муниципальных выборах. Статья 33 устанавливает возможность обращения в органы местного самоуправления. Статья 40 гарантирует поощрение органами местного самоуправления жилищного строительства и создание жилищных фондов. В ст. 41 закладывается основа для функционирования муниципальной системы здравоохранения. В ст. 43 устанавливается общедоступность и бесплатность муниципальных образовательных учреждений. Статья 46 гарантирует возможность подачи обращения в суд против деяний органов местного самоуправления. В ст. 68 устанавливается возможность использования республиками своего государственного языка в органах местного самоуправления. В ст. 71 указывается на нахождение в ведении России установления ограничений для замещения муниципальных должностей. В ст. 72 закреплено в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Статья 103.1 установила право на осуществление парламентского контроля, а также направление запросов руководителям органов местного самоуправления. Статьи 130 - 133 устанавливают конституционную основу правового регулирования местного самоуправления.
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Основной Закон государства в части организации и функционирования местного самоуправления в своем содержании основывается на двадцати статьях. В ст. 3 лишь упоминается об органах местного самоуправления как форме народовластия. В ст. 8 закрепляется муниципальная форма собственности. Статья 12 признает гарантированность местного самоуправления и самостоятельность его органов и осуществляемых ими полномочий. В ст. 15 закреплена обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать Основной Закон государства и иные законы. В ст. 18 указывается на то, что права и свободы определяют деятельность местного самоуправления. Статья 24 установила обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц обеспечить доступ на ознакомление с материалами, затрагивающими права и свободы конкретного человека. В ст. 32 содержатся положения об активном и пассивном избирательном праве граждан на муниципальных выборах. Статья 33 устанавливает возможность обращения в органы местного самоуправления. Статья 40 гарантирует поощрение органами местного самоуправления жилищного строительства и создание жилищных фондов. В ст. 41 закладывается основа для функционирования муниципальной системы здравоохранения. В ст. 43 устанавливается общедоступность и бесплатность муниципальных образовательных учреждений. Статья 46 гарантирует возможность подачи обращения в суд против деяний органов местного самоуправления. В ст. 68 устанавливается возможность использования республиками своего государственного языка в органах местного самоуправления. В ст. 71 указывается на нахождение в ведении России установления ограничений для замещения муниципальных должностей. В ст. 72 закреплено в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Статья 103.1 установила право на осуществление парламентского контроля, а также направление запросов руководителям органов местного самоуправления. Статьи 130 - 133 устанавливают конституционную основу правового регулирования местного самоуправления.
Статья: Создание специальных районов как альтернативный вариант территориального реформирования местного самоуправления в РФ
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<12> Гришин В. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Швеции // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. N 3. С. 34.
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<12> Гришин В. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Швеции // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. N 3. С. 34.
Статья: Федеральные мандаты в США и местные органы власти: проблемы и решения
(Ковалева Т.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако ряд других установлений Конституции США (в их взаимосвязи с положениями решений Верховного суда США как органа конституционного контроля) дополняет вышеизложенную схему <1> и существенен для понимания концепции конституционных основ местного самоуправления в федеративной системе США. Среди этих положений можно назвать положения о законодательных и финансовых полномочиях Конгресса, о полномочиях Верховного суда, о правах и свободах граждан. Другими словами, Конституция США, передавая вопросы организации местного самоуправления на уровень штатов, тем не менее закрепляет ряд установлений, создающих формальную возможность федеральной власти регулировать статус местных образований.
(Ковалева Т.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако ряд других установлений Конституции США (в их взаимосвязи с положениями решений Верховного суда США как органа конституционного контроля) дополняет вышеизложенную схему <1> и существенен для понимания концепции конституционных основ местного самоуправления в федеративной системе США. Среди этих положений можно назвать положения о законодательных и финансовых полномочиях Конгресса, о полномочиях Верховного суда, о правах и свободах граждан. Другими словами, Конституция США, передавая вопросы организации местного самоуправления на уровень штатов, тем не менее закрепляет ряд установлений, создающих формальную возможность федеральной власти регулировать статус местных образований.
Статья: Суверенитет и активизация человеческого фактора в системе единства публичных властей
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)<16> См., в частности: Тимофеев Н.С. К проблеме развития одной из конституционных основ местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12; Тимофеев Н.С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 8; Тимофеев Н.С. Евразийские идеи местного самоуправления в российской государственности // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 11; Тимофеев Н.С. Иерархический характер публичной власти // Местное право. 2020. N 2; Тимофеев Н.С. К вопросу о создании государственно-земского строя // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2021. N 3; Тимофеев Н.С. К поиску ориентиров и критериев эффективности публичных властей // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 5; Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе единой публичной власти // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2023. N 2.
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)<16> См., в частности: Тимофеев Н.С. К проблеме развития одной из конституционных основ местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12; Тимофеев Н.С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 8; Тимофеев Н.С. Евразийские идеи местного самоуправления в российской государственности // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 11; Тимофеев Н.С. Иерархический характер публичной власти // Местное право. 2020. N 2; Тимофеев Н.С. К вопросу о создании государственно-земского строя // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2021. N 3; Тимофеев Н.С. К поиску ориентиров и критериев эффективности публичных властей // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 5; Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе единой публичной власти // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2023. N 2.