Конкурсный управляющий обязан проводить оценку имущества



Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурсный управляющий обязан проводить оценку имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 139 "Продажа имущества должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Приняв во внимание положения абзаца 4 пункта 2 статьи 129, а также абзаца второй пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве об обязательности привлечения конкурсным управляющим оценщика для проведения оценки стоимости имущества должника в случаях, предусмотренных законом, суды отклонили довод заявителей жалоб о необоснованном привлечении конкурсным управляющим Антоненко О.Г. оценщика указав, что привлечение оценщиков в рамках обособленных споров об оспаривании сделок должника является правом конкурсного управляющего, которому в то же время корреспондирует обязанность конкурсного управляющего представить доказательства в обоснование своих требований об оспаривании сделок должника."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 139 "Продажа имущества должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)
- установить предельный срок исполнения возложенной на конкурсного управляющего обязанности по проведению инвентаризации имущества должника и оценивать наличие у него объективных причин невозможности проведения инвентаризации в установленные Законом о банкротстве сроки;
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)
Суть конкурсного производства может быть обозначена следующим образом: все выявленное имущество конкурсный управляющий должен продать по наиболее высокой цене, а на вырученные денежные средства погасить требования кредиторов. В этих целях конкурсный управляющий проводит оценку имущества, составляющего конкурсную массу, и публичные торги в целях его реализации. Кроме того, конкурсный управляющий вправе оспаривать сделки должника, которые повлекли необоснованное уменьшение конкурсной массы (подозрительные сделки) или оказание предпочтения одному из кредиторов (сделки с предпочтением), взыскивать убытки для пополнения конкурсной массы, а также привлекать контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (не погашенные за счет имущества юридического лица долги возлагаются на бенефициаров). По результатам продажи имущества и расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обращается в суд с заявлением о завершении процедуры конкурсного производства. Соответствующее определение арбитражного суда об удовлетворении такого заявления служит основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.
Статья: Банкротство индивидуальных предпринимателей - правовые проблемы
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)
Не урегулирован вопрос и о брачных контрактах. Суды в своих решениях указывают, что внесудебное заключение брачного контракта изначально преследовало цель практически полностью исключить семейное имущество из конкурсной массы при возможном банкротстве, то есть если имелись все признаки злоупотребления правом. Брачные контракты аннулируются, имущество возвращается в конкурсную массу. Признание индивидуального предпринимателя банкротом служит основанием для раздела общего имуществ супругов. Согласно статье 38 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), раздел возможен по инициативе одного из супругов или кредитора с целью обращения взыскания на долю должника в общем имуществе. Однако уникальность процедур банкротства заключается в том, что право на взыскание имущества принадлежит исключительно конкурсному управляющему или судебному приставу-исполнителю, которые действуют в интересах всех кредиторов. На это указывается в части 3 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 51 - конкурсному управляющему предоставляются полномочия инициировать раздел имущества супругов через суд. Оценка имущества, подлежащего разделу, проводится конкурсным управляющим на основании статьи 130 Закона о банкротстве. Судебные приставы-исполнители используют нормы статьи 85 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, жалоба кредитора удовлетворена. Суды исходили из того, что конкурсный управляющий не провел аналитическую работу, которую, действуя разумно и добросовестно, должен бы был провести в отношении договора купли-продажи объекта незавершенного строительства, за который должник получил 6 500 000 руб. Конкурсный управляющий счел, что не имеется оснований для оспаривания этой сделки, так как она носила возмездный характер, денежные средства поступили в полном объеме. Вместе с тем этот объект был перепродан новым собственником за 111 377 900 руб. Конкурсный управляющий не провел оценку данного имущества для решения вопроса о наличии оснований для оспаривания договора купли-продажи на основании п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве как сделки, совершенной при неравноценном встречном исполнении. Кроме того, конкурсным управляющим не проверены на предмет возмездности ряд договоров, на основании которых во время конкурсного производства было прекращено право собственности общества на объекты недвижимости. Суды пришли к выводу, что конкурсный управляющий не способен продолжить процедуру конкурсного производства надлежащим образом.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)
Таким образом, основания для признания недействительным договора, заключенного конкурсным управляющим для проведения оценки имущества должника, в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве, как противоречащего Закону о закупках, отсутствуют.
показать больше документов