Конфликт интересов в обрАзовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в обрАзовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 N 88-34126/2023 (УИД 69RS0026-01-2023-000250-44)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Соглашаясь с городским судом, суд второй инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие доказательств фактического предоставления преимуществ МОУ "СОШ N 12" г. Ржева Тверской области при совмещении И. функций руководителя отдела образования администрации г. Ржева и преподавателя информатики в указанном образовательном учреждении не исключает установление конфликта интересов муниципального служащего.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Соглашаясь с городским судом, суд второй инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие доказательств фактического предоставления преимуществ МОУ "СОШ N 12" г. Ржева Тверской области при совмещении И. функций руководителя отдела образования администрации г. Ржева и преподавателя информатики в указанном образовательном учреждении не исключает установление конфликта интересов муниципального служащего.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2024 N 88-12609/2024 (УИД 75RS0031-01-2023-001142-57)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным бездействия по принятию мер к привлечению к дисциплинарной ответственности; 3) Об обязании изменить формулировку увольнения муниципального служащего.
Обстоятельства: Совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы РФ, влечет применение меры ответственности (увольнение в связи с утратой доверия), у представителя нанимателя отсутствовали правовые основания для увольнения служащего по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.25 апреля 2018 г. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района "Оловяннинский район" в присутствии заместителя прокурора Оловяннинского района при рассмотрении протеста прокуратуры Оловяннинского района от 26 марта 2018 г. установлено, что Б.З.ВА. является председателем МКУ РКО и ДМ с 11 сентября 2013 г. Б.С.Б занимает должность директора МБОУ "Единенская СОШ" с 22 октября 1979 г., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между муниципальным служащим и директором муниципального образовательного учреждения, который не является муниципальным служащим, родственных отношений не свидетельствует о возникновении конфликта интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ "Единенская СОШ" является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы и педагогических работников производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ "Централизованная бухгалтерия системы образования" начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района "Оловяннинский район", размер выплаты премий определяет управляющий совет. Поскольку директор МБОУ "Единенская СОШ" не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует, комиссия решила предложить главе муниципального района "Оловяннинский район" рассмотреть вопрос о привлечении председателя МКУ РКО и ДМ Б.З.ВА. к дисциплинарной ответственности в связи с несвоевременным уведомление комиссии о наличии вышеизложенных обстоятельств.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным бездействия по принятию мер к привлечению к дисциплинарной ответственности; 3) Об обязании изменить формулировку увольнения муниципального служащего.
Обстоятельства: Совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы РФ, влечет применение меры ответственности (увольнение в связи с утратой доверия), у представителя нанимателя отсутствовали правовые основания для увольнения служащего по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.25 апреля 2018 г. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района "Оловяннинский район" в присутствии заместителя прокурора Оловяннинского района при рассмотрении протеста прокуратуры Оловяннинского района от 26 марта 2018 г. установлено, что Б.З.ВА. является председателем МКУ РКО и ДМ с 11 сентября 2013 г. Б.С.Б занимает должность директора МБОУ "Единенская СОШ" с 22 октября 1979 г., которая не относится к должностям муниципальной службы, является руководителем самостоятельного бюджетного учреждения. Факт наличия между муниципальным служащим и директором муниципального образовательного учреждения, который не является муниципальным служащим, родственных отношений не свидетельствует о возникновении конфликта интересов, так как личной заинтересованности не имеется. В соответствии с. п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем МБОУ "Единенская СОШ" является муниципальное образование в лице администрации муниципального района, финансирование осуществляется в пределах выявленных лимитов, оплата труда директора школы и педагогических работников производится согласно положению об оплате труда. Директор школы в штате МКУ РКО и ДМ не состоит, начисление заработной платы производится МКУ "Централизованная бухгалтерия системы образования" начальником, которая в родственных отношениях с директором не состоит. Учредителем МКУ ЦБ СО является администрация муниципального района "Оловяннинский район", размер выплаты премий определяет управляющий совет. Поскольку директор МБОУ "Единенская СОШ" не является муниципальным служащим, конфликт интересов отсутствует, комиссия решила предложить главе муниципального района "Оловяннинский район" рассмотреть вопрос о привлечении председателя МКУ РКО и ДМ Б.З.ВА. к дисциплинарной ответственности в связи с несвоевременным уведомление комиссии о наличии вышеизложенных обстоятельств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Как видим, оснований прекращения отставки судьи достаточно много, поскольку лицо, ушедшее в отставку, сохраняет высокое звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а значит, должно поддерживать авторитет судебной власти. Из оснований прекращения отставки выделяются добровольные заявления судей-отставников в связи с трудоустройством их на другую оплачиваемую работу, несовместимую со статусом судьи (работа в банковских и коммерческих организациях, юрисконсультом, адвокатом, на должностях государственной и муниципальной службы, где возможен конфликт интересов, работа преподавателем в частном образовательном учреждении и т.д.).
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Так, министр образования и науки Республики Бурятия на протяжении длительного периода не исполнял обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении аффилированной организации - частного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). Личная заинтересованность у министра возникла в связи с тем, что учредителем организации был его отец, а функции генерального директора и главного бухгалтера исполняла его сестра. В частности, руководителем детского сада министру неоднократно направлялись заявления на переоформление лицензий и получение субсидий из бюджета республики.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Так, министр образования и науки Республики Бурятия на протяжении длительного периода не исполнял обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении аффилированной организации - частного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). Личная заинтересованность у министра возникла в связи с тем, что учредителем организации был его отец, а функции генерального директора и главного бухгалтера исполняла его сестра. В частности, руководителем детского сада министру неоднократно направлялись заявления на переоформление лицензий и получение субсидий из бюджета республики.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, состав которой формируется из членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, а также из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 7, подпункт "в" пункта 8). В ее состав может включаться представитель общественного совета, образованного при органе исполнительной власти (подпункт "а" пункта 9).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, состав которой формируется из членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, а также из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 7, подпункт "в" пункта 8). В ее состав может включаться представитель общественного совета, образованного при органе исполнительной власти (подпункт "а" пункта 9).
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В целях раскрытия и расследования преступлений, например совершения массовых убийств в образовательных учреждениях, помимо сведений о степени социализации, несомненный интерес представляют данные об использовании несовершеннолетними насильственных методов разрешения конфликтов как в школе, так и за ее пределами, продолжительности проживания на конкретной территории, школьной успеваемости, наличии алкогольной или наркотической зависимости, семейном положении, взаимоотношениях в семье, предшествующем опыте противоправной активности. Каждый из перечисленных маркеров по отдельности может не иметь существенного криминалистического значения, однако, действуя во взаимосвязи, они предопределяют высокую вероятность криминализации их носителя по мере взросления.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В целях раскрытия и расследования преступлений, например совершения массовых убийств в образовательных учреждениях, помимо сведений о степени социализации, несомненный интерес представляют данные об использовании несовершеннолетними насильственных методов разрешения конфликтов как в школе, так и за ее пределами, продолжительности проживания на конкретной территории, школьной успеваемости, наличии алкогольной или наркотической зависимости, семейном положении, взаимоотношениях в семье, предшествующем опыте противоправной активности. Каждый из перечисленных маркеров по отдельности может не иметь существенного криминалистического значения, однако, действуя во взаимосвязи, они предопределяют высокую вероятность криминализации их носителя по мере взросления.
Ситуация: Каковы основания и последствия прекращения опеки (попечительства)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)конфликт интересов опекуна (попечителя) и подопечного. В этом случае освобождение может иметь временный характер;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)конфликт интересов опекуна (попечителя) и подопечного. В этом случае освобождение может иметь временный характер;
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Иммунодиагностика и иммунопрофилактика ряда заболеваний широко используются в медицине и поддерживаются органами управления здравоохранением как эффективные методики. Однако их применение затрагивает различные интересы и права граждан, что иногда вызывает негативную реакцию населения из-за риска осложнений для здоровья, ограничения права на образование детей и т.д. Отсутствие результатов диагностики на туберкулез может препятствовать посещению детьми образовательных организаций. По закону отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме (а не посещении) граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, однако часто допускаются нарушения прав.
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Иммунодиагностика и иммунопрофилактика ряда заболеваний широко используются в медицине и поддерживаются органами управления здравоохранением как эффективные методики. Однако их применение затрагивает различные интересы и права граждан, что иногда вызывает негативную реакцию населения из-за риска осложнений для здоровья, ограничения права на образование детей и т.д. Отсутствие результатов диагностики на туберкулез может препятствовать посещению детьми образовательных организаций. По закону отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме (а не посещении) граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, однако часто допускаются нарушения прав.
Статья: Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Наличие различных способов мирного урегулирования споров в образовательной организации предоставляет возможность выбора того или иного механизма, который более соответствует характеру конфликта. Такая система отвечает интересам всех участников образовательных отношений. Так, для работодателя мирное урегулирование конфликтов без обращения в суды способствует предупреждению исков, сокращению судебных издержек, сохранению деловой репутации и поддержанию в коллективе атмосферы конструктивного сотрудничества; для работников и обучающихся - это эффективный способ выхода из конфликтной ситуации с наименьшими временными, финансовыми и эмоциональными затратами.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Наличие различных способов мирного урегулирования споров в образовательной организации предоставляет возможность выбора того или иного механизма, который более соответствует характеру конфликта. Такая система отвечает интересам всех участников образовательных отношений. Так, для работодателя мирное урегулирование конфликтов без обращения в суды способствует предупреждению исков, сокращению судебных издержек, сохранению деловой репутации и поддержанию в коллективе атмосферы конструктивного сотрудничества; для работников и обучающихся - это эффективный способ выхода из конфликтной ситуации с наименьшими временными, финансовыми и эмоциональными затратами.
Статья: Незаконные действия как элемент диспозиции уголовно-правовой нормы
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Но вернемся к началу статьи и, констатируя тот факт, что образовательные услуги студентам оказывают за вознаграждение многочисленные фирмы, приведем норму Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая имеет самое непосредственное отношение к анализируемому вопросу. Речь идет о ч. 2 ст. 48 названного Закона, которая гласит: "Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника" <10>.
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Но вернемся к началу статьи и, констатируя тот факт, что образовательные услуги студентам оказывают за вознаграждение многочисленные фирмы, приведем норму Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая имеет самое непосредственное отношение к анализируемому вопросу. Речь идет о ч. 2 ст. 48 названного Закона, которая гласит: "Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника" <10>.
Статья: Медиация как способ сохранения семьи и брака
(Кирдяпина Н.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Споры и конфликты, которые впоследствии становятся предметом судебного разбирательства, возникают в любой сфере, с ними встречается каждый человек практически ежедневно - на работе и дома, в образовательных и медицинских учреждениях, в транспорте и на отдыхе и т.д. Каждый пытается отстоять свою позицию и доказать свою правоту. Причина любого конфликта - это противоречие интересов, нередко происходят они и в семье.
(Кирдяпина Н.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Споры и конфликты, которые впоследствии становятся предметом судебного разбирательства, возникают в любой сфере, с ними встречается каждый человек практически ежедневно - на работе и дома, в образовательных и медицинских учреждениях, в транспорте и на отдыхе и т.д. Каждый пытается отстоять свою позицию и доказать свою правоту. Причина любого конфликта - это противоречие интересов, нередко происходят они и в семье.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья: Аутсорсинг патентной экспертизы: цели и средства
(Бобрышев А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 10)3) наличие в штате организации компетентных экспертов, обладающих необходимыми знаниями области научной и (или) научно-технической деятельности, в отношении которой заявляется аккредитация организации, а также обладающих навыками проведения предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения или полезной модели и предварительной оценки их патентоспособности. Наличие таких навыков будет проверяться в процессе проведения экзамена для сотрудников организаций экзаменационной комиссией, в состав которой войдут эксперты подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности. При этом организация не должна являться подведомственной Роспатенту, а также не должна являться дочерней и (или) зависимой в отношении организации, подведомственной Роспатенту. Такое положение призвано исключить конфликт интересов и смещение баланса заинтересованности заявителей в услугах именно "родственных" Роспатенту организаций. При этом, в соответствии с Постановлением, аккредитация научных или образовательных организаций возможна с 1 марта 2022 г.
(Бобрышев А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 10)3) наличие в штате организации компетентных экспертов, обладающих необходимыми знаниями области научной и (или) научно-технической деятельности, в отношении которой заявляется аккредитация организации, а также обладающих навыками проведения предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения или полезной модели и предварительной оценки их патентоспособности. Наличие таких навыков будет проверяться в процессе проведения экзамена для сотрудников организаций экзаменационной комиссией, в состав которой войдут эксперты подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности. При этом организация не должна являться подведомственной Роспатенту, а также не должна являться дочерней и (или) зависимой в отношении организации, подведомственной Роспатенту. Такое положение призвано исключить конфликт интересов и смещение баланса заинтересованности заявителей в услугах именно "родственных" Роспатенту организаций. При этом, в соответствии с Постановлением, аккредитация научных или образовательных организаций возможна с 1 марта 2022 г.
Ситуация: Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.