Конфликт интересов при трудоустройстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов при трудоустройстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 64 ТК РФпринятие кандидата приведет к конфликту интересов >>>
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 N 88-14029/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании убытков в виде упущенной выгоды.
Обстоятельства: Государственный гражданский служащий ссылается на то, что в связи с принятием представителем нанимателя решений об отказе в даче согласия на замещение должности в организации служащий не был трудоустроен и не получил заработок, что привело к лишению возможности трудиться и упущенной выгоде в виде дохода.
Решение: Отказано.Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15, пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что решение комиссии Межрайонной ИФНС N 2, изложенное в протоколе об отказе Г. в даче согласия на замещение должности бухгалтера 2 категории ООО "АчимДевелопмент", признано незаконным ввиду отсутствия конфликта интересов и возможности в дальнейшем истцу трудоустроиться на указанную должность; не доказано наличие убытков, а также не представлено документальное подтверждение, что истец совершала конкретные действия и сделала с этой целью приготовления, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании убытков в виде упущенной выгоды.
Обстоятельства: Государственный гражданский служащий ссылается на то, что в связи с принятием представителем нанимателя решений об отказе в даче согласия на замещение должности в организации служащий не был трудоустроен и не получил заработок, что привело к лишению возможности трудиться и упущенной выгоде в виде дохода.
Решение: Отказано.Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15, пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что решение комиссии Межрайонной ИФНС N 2, изложенное в протоколе об отказе Г. в даче согласия на замещение должности бухгалтера 2 категории ООО "АчимДевелопмент", признано незаконным ввиду отсутствия конфликта интересов и возможности в дальнейшем истцу трудоустроиться на указанную должность; не доказано наличие убытков, а также не представлено документальное подтверждение, что истец совершала конкретные действия и сделала с этой целью приготовления, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<25> См.: Доклад ОЭСР о передовой практике по предотвращению конфликта интересов при трудоустройстве после государственной службы ("Post-public employment: good practices for preventing conflict of interest. Organization for economic co-operation & development"). 2010. P. 82 - 85: URL: www.oecd-ilibrary.org/governance/post-public-employment_9789264056701-en (accessed: 28.12.2022).
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<25> См.: Доклад ОЭСР о передовой практике по предотвращению конфликта интересов при трудоустройстве после государственной службы ("Post-public employment: good practices for preventing conflict of interest. Organization for economic co-operation & development"). 2010. P. 82 - 85: URL: www.oecd-ilibrary.org/governance/post-public-employment_9789264056701-en (accessed: 28.12.2022).
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Например, судом удовлетворены требования прокурора района одного из субъектов Федерации о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета в связи с утратой доверия ввиду допущенного конфликта интересов, выразившегося в трудоустройстве в администрацию сельсовета своего супруга.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Например, судом удовлетворены требования прокурора района одного из субъектов Федерации о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета в связи с утратой доверия ввиду допущенного конфликта интересов, выразившегося в трудоустройстве в администрацию сельсовета своего супруга.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Следовательно, для признания экономически оправданными расходами производимые налогоплательщиком выплаты работникам при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон достаточно установить достижение цели - фактическое увольнение конкретного работника, а также соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации при увольнении и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Следовательно, для признания экономически оправданными расходами производимые налогоплательщиком выплаты работникам при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон достаточно установить достижение цели - фактическое увольнение конкретного работника, а также соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации при увольнении и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника.