Комплаенс в банке
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплаенс в банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П
(ред. от 15.11.2023)
"Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 N 5489)выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее - регуляторный риск);
(ред. от 15.11.2023)
"Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 N 5489)выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее - регуляторный риск);
Интервью: Корпоративные и смежные риски при организации бизнеса в ОАЭ, Гонконге, Сингапуре: на что нужно обратить внимание
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)- В.Д.: По нашим данным, примерный бюджет инициативы составляет около 50 - 60 тыс. евро. Процедура создания компании ориентировочно займет два-три месяца (включая срок на регистрацию компании, подготовку и подачу документов для открытия счета в банк с прохождением комплаенса).
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)- В.Д.: По нашим данным, примерный бюджет инициативы составляет около 50 - 60 тыс. евро. Процедура создания компании ориентировочно займет два-три месяца (включая срок на регистрацию компании, подготовку и подачу документов для открытия счета в банк с прохождением комплаенса).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России полагает, что для эффективной организации комплаенс-функции в кредитной организации ее служба внутреннего контроля (далее - СВК) обязана осуществлять функции, установленные Положением N 242-П.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России полагает, что для эффективной организации комплаенс-функции в кредитной организации ее служба внутреннего контроля (далее - СВК) обязана осуществлять функции, установленные Положением N 242-П.
Статья: К вопросу о публично-правовой природе антисанкционных мер и солидарной ответственности российских дочерних компаний иностранных организаций
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<2> См.: Прошунин М.М. Санкционный комплаенс в кредитной организации: организационно-правовые вопросы // Безопасность бизнеса. 2022. N 4. С. 32.
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<2> См.: Прошунин М.М. Санкционный комплаенс в кредитной организации: организационно-правовые вопросы // Безопасность бизнеса. 2022. N 4. С. 32.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Также важно отметить, что законопроект N 237585-8 закрепляет рестрикционный механизм для участников рынка, при котором майнер или майнинг-пул могут быть исключены из реестра и потеряют право на официальную добычу, если они в течение года несколько раз нарушат Закон N 115-ФЗ. Практически нет сомнений, что физическую реализацию нормы государственные органы делегируют на уровень комплаенса кредитных организаций, как это было с лизинговыми и факторинговыми компаниями <4>, обязав отслеживать наличие компании в контрольных списках, но регламентация порядка работы банков с данной информацией также переведена на уровень подзаконных актов и пока неясна.
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Также важно отметить, что законопроект N 237585-8 закрепляет рестрикционный механизм для участников рынка, при котором майнер или майнинг-пул могут быть исключены из реестра и потеряют право на официальную добычу, если они в течение года несколько раз нарушат Закон N 115-ФЗ. Практически нет сомнений, что физическую реализацию нормы государственные органы делегируют на уровень комплаенса кредитных организаций, как это было с лизинговыми и факторинговыми компаниями <4>, обязав отслеживать наличие компании в контрольных списках, но регламентация порядка работы банков с данной информацией также переведена на уровень подзаконных актов и пока неясна.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.