Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как инвалиду получить льготу по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льгота инвалидам по оплате коммунальных услуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льгота инвалидам по оплате коммунальных услуг
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если пенсионер является инвалидом, ему предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% платы за наем, платы за содержание жилых помещений и платы за коммунальные услуги. Если пенсионер является инвалидом I или II группы, ему предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера (ч. 13, 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если пенсионер является инвалидом, ему предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% платы за наем, платы за содержание жилых помещений и платы за коммунальные услуги. Если пенсионер является инвалидом I или II группы, ему предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера (ч. 13, 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов III группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды III группы имеют право на пенсию по инвалидности, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, увеличенную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней и другие льготы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды III группы имеют право на пенсию по инвалидности, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, увеличенную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней и другие льготы.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Постепенное движение правоприменителя по пути создания условий для социализации и гуманизации деликтных отношений прослеживается в правовых позициях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Знаковыми для рассматриваемой сферы являются не только Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1085 и пункта 1 статьи 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Э.М. Ворона" <1>, в котором в п. 3.1, 5.1, 5.2, 6 указано на право потерпевшего, фактически лишенного возможности получить дополнительную помощь качественно и своевременно, на компенсацию увеличения расходов на посторонний уход в рамках длящихся отношений по возмещению вреда, но и Определения Верховного Суда РФ, в которых указано на невозможность лишения инвалида денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <2> и на необходимость компенсации расходов на приобретение необходимых лекарственных средств при отказе фармацевтической компании <3>. Мотивировочная часть данных Определений ориентирует на потребность устранения любых ситуаций, в которых в нарушение норм ст. 7 Конституции РФ ущемление прав лиц с ограниченными возможностями и лиц, претерпевающих лишения в силу физических и нравственных страданий, причиненных делинквентами, в конкретных делах происходит в силу сугубо формального подхода нижестоящих судов, не учитывающих фактические возможности и способности инвалида, а также игнорирования делинквентами принципов добросовестности и справедливости.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Постепенное движение правоприменителя по пути создания условий для социализации и гуманизации деликтных отношений прослеживается в правовых позициях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Знаковыми для рассматриваемой сферы являются не только Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1085 и пункта 1 статьи 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Э.М. Ворона" <1>, в котором в п. 3.1, 5.1, 5.2, 6 указано на право потерпевшего, фактически лишенного возможности получить дополнительную помощь качественно и своевременно, на компенсацию увеличения расходов на посторонний уход в рамках длящихся отношений по возмещению вреда, но и Определения Верховного Суда РФ, в которых указано на невозможность лишения инвалида денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <2> и на необходимость компенсации расходов на приобретение необходимых лекарственных средств при отказе фармацевтической компании <3>. Мотивировочная часть данных Определений ориентирует на потребность устранения любых ситуаций, в которых в нарушение норм ст. 7 Конституции РФ ущемление прав лиц с ограниченными возможностями и лиц, претерпевающих лишения в силу физических и нравственных страданий, причиненных делинквентами, в конкретных делах происходит в силу сугубо формального подхода нижестоящих судов, не учитывающих фактические возможности и способности инвалида, а также игнорирования делинквентами принципов добросовестности и справедливости.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов II группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды II группы имеют право на пенсию по инвалидности, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, сокращенную продолжительность рабочего времени, увеличенную продолжительность отпуска, государственную социальную стипендию, налоговые и другие льготы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды II группы имеют право на пенсию по инвалидности, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, сокращенную продолжительность рабочего времени, увеличенную продолжительность отпуска, государственную социальную стипендию, налоговые и другие льготы.
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.