Комиссия по урегулированию споров в обрАзовательном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по урегулированию споров в обрАзовательном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2024 N 88-162/2024 (УИД 13RS0025-01-2023-001216-54)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконными приказа директора общеобразовательного учреждения о составе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решений комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, обязании привести положение о комиссии в соответствие с требованиями закона.
Обстоятельства: Заявление, поданное в защиту несовершеннолетнего, рассмотрено в пределах полномочий комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных учреждений, надлежащим составом, порядок создания комиссии и принятия ее решений устанавливается локальными актами образовательных организаций.
Решение: Отказано.Изложенные в кассационной жалобе доводы относительно отсутствия в составе комиссии представителей совершеннолетних являются несостоятельными, как установлено судом, в образовательном учреждении отсутствуют обучающиеся, достигшие совершеннолетия, более того, исходя из Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, членами комиссии являются представители несовершеннолетних обучающихся, которые обладают равным объемом прав, как и представители совершеннолетних обучающихся, в связи с чем отсутствие представителей совершеннолетних обучающихся, которых фактически не имеется в образовательной организации, не свидетельствуют о ее неправомочном составе.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконными приказа директора общеобразовательного учреждения о составе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решений комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, обязании привести положение о комиссии в соответствие с требованиями закона.
Обстоятельства: Заявление, поданное в защиту несовершеннолетнего, рассмотрено в пределах полномочий комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных учреждений, надлежащим составом, порядок создания комиссии и принятия ее решений устанавливается локальными актами образовательных организаций.
Решение: Отказано.Изложенные в кассационной жалобе доводы относительно отсутствия в составе комиссии представителей совершеннолетних являются несостоятельными, как установлено судом, в образовательном учреждении отсутствуют обучающиеся, достигшие совершеннолетия, более того, исходя из Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, членами комиссии являются представители несовершеннолетних обучающихся, которые обладают равным объемом прав, как и представители совершеннолетних обучающихся, в связи с чем отсутствие представителей совершеннолетних обучающихся, которых фактически не имеется в образовательной организации, не свидетельствуют о ее неправомочном составе.
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.11.2024 N 33а-8925/2024 (УИД 77RS0003-02-2023-013072-86)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании недействительным решения о призыве на военную службу, обязании повторно рассмотреть вопрос о призыве на военную службу с учетом имеющихся медицинских документов.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, соответствующего категории годности к военной службе "В", кроме того, нарушено право на отсрочку от призыва в связи с обучением в аспирантуре.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что обжалуемые решения приняты обоснованно, заключение дано в рамках предоставленной ответчику компетенции с соблюдением установленного порядка, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, с учетом того, что достоверных доказательств наличия у административного истца заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, не представлено. Также суд указал, что для получения гражданином отсрочки от призыва на военную службу по обучению, он должен предоставить призывной комиссии справку с места обучения, заявить о своем желании реализовать свое право на отсрочку; вместе с тем, как следует из материалов личного дела призывника, справку из образовательного учреждения административный истец для подтверждения обучения в аспирантуре на рассмотрение призывной комиссии не предоставлял.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании недействительным решения о призыве на военную службу, обязании повторно рассмотреть вопрос о призыве на военную службу с учетом имеющихся медицинских документов.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, соответствующего категории годности к военной службе "В", кроме того, нарушено право на отсрочку от призыва в связи с обучением в аспирантуре.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что обжалуемые решения приняты обоснованно, заключение дано в рамках предоставленной ответчику компетенции с соблюдением установленного порядка, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, с учетом того, что достоверных доказательств наличия у административного истца заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, не представлено. Также суд указал, что для получения гражданином отсрочки от призыва на военную службу по обучению, он должен предоставить призывной комиссии справку с места обучения, заявить о своем желании реализовать свое право на отсрочку; вместе с тем, как следует из материалов личного дела призывника, справку из образовательного учреждения административный истец для подтверждения обучения в аспирантуре на рассмотрение призывной комиссии не предоставлял.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Действующее правовое регулирование на первый взгляд предоставляет возможность использования переговорных технологий в рамках определенной процедуры. Речь идет о том, что в Законе об образовании предусматривается создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 43, 45, 47). Так, законодательно закреплено, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование (ч. 2 ст. 45). Казалось бы, законодательная основа для прекращения конфликтов в сфере образования посредством именно мирного урегулирования создана.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)Действующее правовое регулирование на первый взгляд предоставляет возможность использования переговорных технологий в рамках определенной процедуры. Речь идет о том, что в Законе об образовании предусматривается создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 43, 45, 47). Так, законодательно закреплено, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование (ч. 2 ст. 45). Казалось бы, законодательная основа для прекращения конфликтов в сфере образования посредством именно мирного урегулирования создана.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, на паритетных началах. Комиссия образуется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, на паритетных началах. Комиссия образуется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон говорит о необходимости создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - в целях урегулирования разногласий между ними по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вопрос: Как обжаловать приказ об отчислении студента?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказ об отчислении в этом случае обжалуется в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные таким решением (ч. 11 ст. 43 Закона об образовании, п. п. 11, 12 Порядка).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказ об отчислении в этом случае обжалуется в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные таким решением (ч. 11 ст. 43 Закона об образовании, п. п. 11, 12 Порядка).
Ситуация: Как могут отчислить из вуза?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Применение к обучающемуся отчисления в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя образовательной организации, либо исполняющего обязанности руководителя, либо иного должностного лица, уполномоченного руководителем или исполняющим обязанности руководителя, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия обучающегося в образовательной организации (п. 10 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Применение к обучающемуся отчисления в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя образовательной организации, либо исполняющего обязанности руководителя, либо иного должностного лица, уполномоченного руководителем или исполняющим обязанности руководителя, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия обучающегося в образовательной организации (п. 10 Порядка).
Вопрос: Обращения, связанные с вопросами осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).
Вопрос: Незаконное увольнение из образовательной организации.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в образовательной организации создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, при этом порядок создания, организации работы, принятия решений указанной комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в образовательной организации создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, при этом порядок создания, организации работы, принятия решений указанной комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается ЛНА (ч. 6 ст. 45 Закона об образовании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается ЛНА (ч. 6 ст. 45 Закона об образовании).
Вопрос: Какой установлен порядок отчисления обучающегося из образовательной организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Отчисление обучающегося из образовательной организации в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя, либо исполняющего обязанности руководителя образовательной организации, либо иного уполномоченного должностного лица. Приказ (распоряжение) доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение 3 учебных дней со дня его издания лично под подпись либо путем его направления обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося посредством электронной информационной образовательной среды образовательной организации (в том числе на электронную почту родителей или законных представителей, корпоративную электронную почту обучающегося). Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать отчисление в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Отчисление обучающегося из образовательной организации в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя, либо исполняющего обязанности руководителя образовательной организации, либо иного уполномоченного должностного лица. Приказ (распоряжение) доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение 3 учебных дней со дня его издания лично под подпись либо путем его направления обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося посредством электронной информационной образовательной среды образовательной организации (в том числе на электронную почту родителей или законных представителей, корпоративную электронную почту обучающегося). Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать отчисление в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.