Комиссия по легализации трудовых отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по легализации трудовых отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан в сферах оплаты труда и занятости населения
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Значительная часть работодателей в целях уклонения от уплаты налоговых и иных обязательных платежей практикует нелегальное трудоустройство. При этом работа профильных межведомственных комиссий фактически свелась к фальсификации статистических показателей. Из 2,4 тыс. заявленных комиссиями в 2020 г. фактов легализованных трудовых отношений в рамках проверки подтвердилось лишь 6 (показатель завышен в 240 раз).
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Значительная часть работодателей в целях уклонения от уплаты налоговых и иных обязательных платежей практикует нелегальное трудоустройство. При этом работа профильных межведомственных комиссий фактически свелась к фальсификации статистических показателей. Из 2,4 тыс. заявленных комиссиями в 2020 г. фактов легализованных трудовых отношений в рамках проверки подтвердилось лишь 6 (показатель завышен в 240 раз).
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
Нормативные акты
"Методика формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства"- наличие в субъекте Российской Федерации комиссии по легализации трудовых отношений либо иной структуры, осуществляющей функции по легализации трудовых отношений (П41);
<Письмо> Роструда от 17.01.2022 N 46-ПР
<О направлении "Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации">2. Для координации действий по снижению теневой занятости в субъекте Российской Федерации создается межведомственная комиссия по противодействию теневой занятости и легализации трудовых отношений (далее - Комиссия) с привлечением органов власти субъекта Российской Федерации, представителей органов прокуратуры, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, а также иных заинтересованных структур.
<О направлении "Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации">2. Для координации действий по снижению теневой занятости в субъекте Российской Федерации создается межведомственная комиссия по противодействию теневой занятости и легализации трудовых отношений (далее - Комиссия) с привлечением органов власти субъекта Российской Федерации, представителей органов прокуратуры, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, а также иных заинтересованных структур.
Статья: Противодействие нелегальной занятости в Российской Федерации: влияние на состояние рынка труда
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)По информации, размещенной на сайте Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области с 1 января 2024 г. по апрель 2024 г., еще до формирования вышеуказанных комиссий, в результате совместной работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов и иных заинтересованных структур удалось легализовать трудовую деятельность более 2,7 тысячи граждан. Это работодатели, которые добровольно заключили трудовые договоры со своими работниками, и граждане, официально оформившие предпринимательскую деятельность. На сайте размещен большой блок вопросов, направленных на снижение неформальной занятости и посвященных легализации трудовых отношений <10>. То есть работа по борьбе с нелегальной занятостью ведется. По состоянию на август 2024 года количество волгоградцев, которые оформили официальное трудоустройство и узаконили предпринимательскую деятельность с начала 2024 года, увеличилось до 10,5 тысяч <11>.
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)По информации, размещенной на сайте Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области с 1 января 2024 г. по апрель 2024 г., еще до формирования вышеуказанных комиссий, в результате совместной работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов и иных заинтересованных структур удалось легализовать трудовую деятельность более 2,7 тысячи граждан. Это работодатели, которые добровольно заключили трудовые договоры со своими работниками, и граждане, официально оформившие предпринимательскую деятельность. На сайте размещен большой блок вопросов, направленных на снижение неформальной занятости и посвященных легализации трудовых отношений <10>. То есть работа по борьбе с нелегальной занятостью ведется. По состоянию на август 2024 года количество волгоградцев, которые оформили официальное трудоустройство и узаконили предпринимательскую деятельность с начала 2024 года, увеличилось до 10,5 тысяч <11>.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Проект подготовлен во исполнение ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 22 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона N 565-ФЗ, утвержденного Правительством РФ 22.12.2023 N 20863-П45-ТГ, п. 8 плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (п. 2 разд. I протокола от 03.12.2021 N 16).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Проект подготовлен во исполнение ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 22 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона N 565-ФЗ, утвержденного Правительством РФ 22.12.2023 N 20863-П45-ТГ, п. 8 плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (п. 2 разд. I протокола от 03.12.2021 N 16).
Статья: Современное российское трудовое право: глобальные вызовы в контексте риска и неопределенности
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)3) дистанционные формы заседаний законодательных органов власти, трехсторонних комиссий по регулированию трудовых отношений (по ст. 35.1 ТК РФ), "электронные" профсоюзы. Это же можно сказать о дистанционном рассмотрении трудовых споров и др.;
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)3) дистанционные формы заседаний законодательных органов власти, трехсторонних комиссий по регулированию трудовых отношений (по ст. 35.1 ТК РФ), "электронные" профсоюзы. Это же можно сказать о дистанционном рассмотрении трудовых споров и др.;
Статья: Вступит в силу новый закон "О занятости населения в Российской Федерации"
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)- стимулирование работодателей и граждан к легализации отношений в сфере занятости;
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)- стимулирование работодателей и граждан к легализации отношений в сфере занятости;
Статья: Трудовые споры предлагается решать в суде, минуя специальные комиссии?
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 2)По данным Минюста России, на момент представления поправок (в первом полугодии 2020 года) судебными приставами возбуждено 89 исполнительных производств на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам (КТС), сумма долга по ним превышала 500 тысяч рублей. При этом судебный пристав-исполнитель не уполномочен проверять подлинность поступающих на исполнение документов, в том числе проводить проверку возникших трудовых отношений между должником и взыскателем.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 2)По данным Минюста России, на момент представления поправок (в первом полугодии 2020 года) судебными приставами возбуждено 89 исполнительных производств на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам (КТС), сумма долга по ним превышала 500 тысяч рублей. При этом судебный пристав-исполнитель не уполномочен проверять подлинность поступающих на исполнение документов, в том числе проводить проверку возникших трудовых отношений между должником и взыскателем.
Статья: Неформальная занятость
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в пп. 28 п. 67 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" закреплено, что сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений являются задачами, решение которых направлено на достижение целей обеспечения экономической безопасности РФ.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в пп. 28 п. 67 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" закреплено, что сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений являются задачами, решение которых направлено на достижение целей обеспечения экономической безопасности РФ.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Не существует определения понятия "самозанятый" и в российском правовом поле в целом. А сам рассматриваемый Закон определяет налогоплательщиком налога на профессиональный доход лишь лиц, получивших соответствующую регистрацию. То есть объясняет правовое понятие через совершение некоего действия, а не выделяет его правовую и экономическую сущность. Именно это и порождает феномен недобросовестной маскировки отдельными работодателями реальных трудовых отношений с работниками под отношения с самозанятыми.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Не существует определения понятия "самозанятый" и в российском правовом поле в целом. А сам рассматриваемый Закон определяет налогоплательщиком налога на профессиональный доход лишь лиц, получивших соответствующую регистрацию. То есть объясняет правовое понятие через совершение некоего действия, а не выделяет его правовую и экономическую сущность. Именно это и порождает феномен недобросовестной маскировки отдельными работодателями реальных трудовых отношений с работниками под отношения с самозанятыми.