Коллективный договор не зарегистрирован
Подборка наиболее важных документов по запросу Коллективный договор не зарегистрирован (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2010 N 1-В10-1
В удовлетворении иска о признании дополнительного соглашения к коллективному договору недействительным отказано, поскольку положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, так как он не является стороной коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.Свои требования истец мотивировал тем, что был уволен с предприятия в связи с сокращением штатов. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.4 Коллективного договора он имел право на единовременное вознаграждение в размере трех средних месячных заработков и вознаграждение по итогам работы за год. Однако данная выплата ему не произведена, поскольку ее приостановили оспариваемым соглашением, принятым, по мнению истца, с нарушением норм Трудового кодекса Российской Федерации. Между тем, Коллективный договор предусматривал внесение изменений и дополнений к нему по соглашению его сторон лишь в случае повышения гарантий и прав работников. Кроме того, данное соглашение не зарегистрировано в установленном порядке. Почиталин А.И. просил суд признать недействительным данное дополнительное соглашение.
В удовлетворении иска о признании дополнительного соглашения к коллективному договору недействительным отказано, поскольку положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, так как он не является стороной коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.Свои требования истец мотивировал тем, что был уволен с предприятия в связи с сокращением штатов. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.4 Коллективного договора он имел право на единовременное вознаграждение в размере трех средних месячных заработков и вознаграждение по итогам работы за год. Однако данная выплата ему не произведена, поскольку ее приостановили оспариваемым соглашением, принятым, по мнению истца, с нарушением норм Трудового кодекса Российской Федерации. Между тем, Коллективный договор предусматривал внесение изменений и дополнений к нему по соглашению его сторон лишь в случае повышения гарантий и прав работников. Кроме того, данное соглашение не зарегистрировано в установленном порядке. Почиталин А.И. просил суд признать недействительным данное дополнительное соглашение.
Определение Верховного Суда РФ от 30.11.1999 N 56-Г99-21
Дело по заявлению о признании незаконной регистрации независимой профсоюзной организации работников и о запрете ее деятельности направлено на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права.В материалах дела и в решении суда нет указания на то, каким именно конституционным нормам противоречит деятельность Независимой профсоюзной организации работников надзорно-контрольных и исполнительных органов г. Владивостока. Запрет же деятельности профсоюза, связанной с подписанием коллективного договора, закрепляющего гарантии трудовых прав его членов, а также деятельности по недопущению нарушения этих прав в инспекции труда по Приморскому краю, работниками которой являются все члены профсоюза, не только не основан на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, но явно им противоречит.
Дело по заявлению о признании незаконной регистрации независимой профсоюзной организации работников и о запрете ее деятельности направлено на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права.В материалах дела и в решении суда нет указания на то, каким именно конституционным нормам противоречит деятельность Независимой профсоюзной организации работников надзорно-контрольных и исполнительных органов г. Владивостока. Запрет же деятельности профсоюза, связанной с подписанием коллективного договора, закрепляющего гарантии трудовых прав его членов, а также деятельности по недопущению нарушения этих прав в инспекции труда по Приморскому краю, работниками которой являются все члены профсоюза, не только не основан на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, но явно им противоречит.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллективный договор в России: исторические аспекты и некоторые вопросы современности
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)При этом необходимо отметить, что отмена органами Народного комиссариата труда отдельных постановлений коллективного договора не приостанавливала регистрации (действия) договора в остальной его части, если обе стороны изъявляли на это свое согласие.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)При этом необходимо отметить, что отмена органами Народного комиссариата труда отдельных постановлений коллективного договора не приостанавливала регистрации (действия) договора в остальной его части, если обе стороны изъявляли на это свое согласие.
Тематический выпуск: Дистанционные работники в компании
(Пономарева Т.Т.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 12)Коллективный договор не зарегистрирован в ГИТ. Согласно ч. 1 ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. В данном случае этого сделано не было.
(Пономарева Т.Т.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 12)Коллективный договор не зарегистрирован в ГИТ. Согласно ч. 1 ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. В данном случае этого сделано не было.
Нормативные акты
Постановление ВЦИК от 09.11.1922
"О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г."
(вместе с "Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.")Примечание. Отмена органами Народного Комиссариата Труда отдельных постановлений коллективного договора не приостанавливает регистрации договора в остальной его части, если обе стороны изъявят на то свое согласие.
"О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г."
(вместе с "Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.")Примечание. Отмена органами Народного Комиссариата Труда отдельных постановлений коллективного договора не приостанавливает регистрации договора в остальной его части, если обе стороны изъявят на то свое согласие.
Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 05.03.2011 N 50
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений"заполняет журнал регистрации изменений и дополнений в коллективный договор по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту. Не допускается регистрация изменений и дополнений в недействующий коллективный договор;
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений"заполняет журнал регистрации изменений и дополнений в коллективный договор по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту. Не допускается регистрация изменений и дополнений в недействующий коллективный договор;
"Справочник по кадровым вопросам для бухгалтера"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н.)
(под ред. Е.В. Чистяковой, Т.Н. Межуевой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н.)
(под ред. Е.В. Чистяковой, Т.Н. Межуевой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.
Статья: Процедура регистрации коллективного договора: сущность и проблемы
(Соловьев А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 10)На современном этапе соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, как правило, направляются в Минздравсоцразвития России, одной из функциональных обязанностей этого федерального органа исполнительной власти является не регистрация этих правовых актов, а принятие нормативного правового акта о порядке регистрации соглашений и коллективных договоров (см. п. 5.2.83 Положения о Министерстве) <2>.
(Соловьев А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 10)На современном этапе соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, как правило, направляются в Минздравсоцразвития России, одной из функциональных обязанностей этого федерального органа исполнительной власти является не регистрация этих правовых актов, а принятие нормативного правового акта о порядке регистрации соглашений и коллективных договоров (см. п. 5.2.83 Положения о Министерстве) <2>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)На практике встречаются случаи, когда суды отказывают работнику в выплате заработной платы за третий месяц, а в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях - начиная с четвертого месяца на том основании, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительных случаев, при которых такие выплаты правомерны. Закон не конкретизирует понятие "исключительные случаи". К таким случаям можно отнести и своевременное обращение уволенного работника в органы службы занятости, которые не смогли его трудоустроить. Правило о сохранении заработной платы должно применяться без какого-либо изъятия. При этом следует учитывать, что заработная плата сохраняется только за теми, кто нуждается в трудоустройстве. Так, заработная плата не сохраняется за совместителями, поскольку они имеют работу по основному месту деятельности и не подлежат регистрации как безработные.
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)На практике встречаются случаи, когда суды отказывают работнику в выплате заработной платы за третий месяц, а в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях - начиная с четвертого месяца на том основании, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительных случаев, при которых такие выплаты правомерны. Закон не конкретизирует понятие "исключительные случаи". К таким случаям можно отнести и своевременное обращение уволенного работника в органы службы занятости, которые не смогли его трудоустроить. Правило о сохранении заработной платы должно применяться без какого-либо изъятия. При этом следует учитывать, что заработная плата сохраняется только за теми, кто нуждается в трудоустройстве. Так, заработная плата не сохраняется за совместителями, поскольку они имеют работу по основному месту деятельности и не подлежат регистрации как безработные.
Статья: Что учитывать, заключая коллективный договор?
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 7)Направить на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду нужно будет только соглашение с изменениями в коллективном договоре. Если изменения в него не вносились, регистрировать соглашение не нужно.
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 7)Направить на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду нужно будет только соглашение с изменениями в коллективном договоре. Если изменения в него не вносились, регистрировать соглашение не нужно.
Вопрос: ...Может ли первичная профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юрлица, внесенная в реестр, обратиться в суд за оспариванием бездействия генерального директора, выразившегося в оставлении без ответа требования профсоюза о предоставлении ему отапливаемого помещения?
(Консультация эксперта, 2014)Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 02.07.2013) (далее - Закон N 10-ФЗ) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
(Консультация эксперта, 2014)Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 02.07.2013) (далее - Закон N 10-ФЗ) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
Статья: Государственная регистрация профсоюза: взгляд Международной организации труда и российская практика
(Михайличенко К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2017, N 10)Формально российское законодательство соответствует вышеназванным положениям в части государственной регистрации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться, но в этом случае они не приобретают прав юридического лица, но, что важно, являются полноценными представителями работников и пользуются правами, гарантированными Законом о профсоюзах (ст. 8). Следовательно, для реализации своих основных полномочий по представительству и защите интересов работников профсоюзы не нуждаются в обязательной регистрации в качестве юридического лица, в том числе это касается права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. Однако на практике работодатели часто отказывают незарегистрированным профсоюзам в проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, ссылаясь на отсутствие правоспособности профсоюза. В частности, эту позицию отстаивают некоторые авторы, например В. Екабсон <16> считает, что стороной коллективного договора, противостоящей работодателю, может быть только субъект права, способный нести ответственность, а таковым является только профсоюз, зарегистрированный как юридическое лицо. Автор обосновывает свою позицию тем, что правоспособность возникает у субъекта после внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц. Исходя из данной концепции, работодатель должен иметь право отказаться от заключения договора с представителем работников, не зарегистрированным в качестве юридического лица, так как такого субъекта будет невозможно привлечь к ответственности за несоблюдение коллективного договора.
(Михайличенко К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2017, N 10)Формально российское законодательство соответствует вышеназванным положениям в части государственной регистрации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться, но в этом случае они не приобретают прав юридического лица, но, что важно, являются полноценными представителями работников и пользуются правами, гарантированными Законом о профсоюзах (ст. 8). Следовательно, для реализации своих основных полномочий по представительству и защите интересов работников профсоюзы не нуждаются в обязательной регистрации в качестве юридического лица, в том числе это касается права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. Однако на практике работодатели часто отказывают незарегистрированным профсоюзам в проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, ссылаясь на отсутствие правоспособности профсоюза. В частности, эту позицию отстаивают некоторые авторы, например В. Екабсон <16> считает, что стороной коллективного договора, противостоящей работодателю, может быть только субъект права, способный нести ответственность, а таковым является только профсоюз, зарегистрированный как юридическое лицо. Автор обосновывает свою позицию тем, что правоспособность возникает у субъекта после внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц. Исходя из данной концепции, работодатель должен иметь право отказаться от заключения договора с представителем работников, не зарегистрированным в качестве юридического лица, так как такого субъекта будет невозможно привлечь к ответственности за несоблюдение коллективного договора.
Вопрос: ...В учреждении коллективный договор и приложения к нему не были зарегистрированы ни в управлении труда и социальной защиты, ни в каком-либо другом уполномоченном органе. Выплаты сотрудникам осуществлялись по этим положениям и коллективному договору. Можно ли в таком случае считать выплаты законными?
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 9)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 9
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 9)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 9
Статья: Трудовое право Израиля
(Черняева Д.В.)
("Трудовое право", 2006, NN 7, 8)Согласно Закону 1957 г. министр труда и социального обеспечения вправе распространить действие отраслевого коллективного соглашения на всю отрасль или всю территорию государства. При смене работодателя ввиду продажи предприятия, его слияния или разделения коллективное соглашение сохраняет свое действие, а новый работодатель считается правопреемником прежнего по данному соглашению. Прецедентное право дополнило положения Закона 1957 г. рядом специальных норм. Так, согласно судебным решениям, в общем случае коллективное соглашение, не прошедшее регистрации или иным образом нарушающее технические требования законодательства, не может применяться на практике. Тем не менее в конкретных случаях суды все чаще принимают решения о принудительном введении в действие подобных актов, с тем чтобы защитить результаты, достигнутые в ходе коллективных переговоров. Право работодателей управлять собственным бизнесом без вмешательства работников также подтверждено прецедентными решениями суда.
(Черняева Д.В.)
("Трудовое право", 2006, NN 7, 8)Согласно Закону 1957 г. министр труда и социального обеспечения вправе распространить действие отраслевого коллективного соглашения на всю отрасль или всю территорию государства. При смене работодателя ввиду продажи предприятия, его слияния или разделения коллективное соглашение сохраняет свое действие, а новый работодатель считается правопреемником прежнего по данному соглашению. Прецедентное право дополнило положения Закона 1957 г. рядом специальных норм. Так, согласно судебным решениям, в общем случае коллективное соглашение, не прошедшее регистрации или иным образом нарушающее технические требования законодательства, не может применяться на практике. Тем не менее в конкретных случаях суды все чаще принимают решения о принудительном введении в действие подобных актов, с тем чтобы защитить результаты, достигнутые в ходе коллективных переговоров. Право работодателей управлять собственным бизнесом без вмешательства работников также подтверждено прецедентными решениями суда.
"Настольная книга судьи по трудовым делам: Учебно-практическое пособие"
(Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф.)
("Проспект", 2013)Свои требования истец мотивировал тем, что был уволен с предприятия в связи с сокращением штата. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.4 коллективного договора он имел право на единовременное вознаграждение в размере трех среднемесячных заработков и вознаграждение по итогам работы за год. Однако данная выплата ему не произведена, поскольку ее приостановили оспариваемым соглашением, принятым, по мнению истца, с нарушением норм Трудового кодекса Российской Федерации. Между тем коллективный договор предусматривал внесение изменений и дополнений к нему по соглашению его сторон лишь в случае повышения гарантий и прав работников. Кроме того, данное соглашение не зарегистрировано в установленном порядке. П.А.И. просил суд признать недействительным данное дополнительное соглашение.
(Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф.)
("Проспект", 2013)Свои требования истец мотивировал тем, что был уволен с предприятия в связи с сокращением штата. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.4 коллективного договора он имел право на единовременное вознаграждение в размере трех среднемесячных заработков и вознаграждение по итогам работы за год. Однако данная выплата ему не произведена, поскольку ее приостановили оспариваемым соглашением, принятым, по мнению истца, с нарушением норм Трудового кодекса Российской Федерации. Между тем коллективный договор предусматривал внесение изменений и дополнений к нему по соглашению его сторон лишь в случае повышения гарантий и прав работников. Кроме того, данное соглашение не зарегистрировано в установленном порядке. П.А.И. просил суд признать недействительным данное дополнительное соглашение.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(постатейный)
(Сафаралеев М.Р., Шаронов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)6. В абзаце 9 пункта 1 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в качестве юридического лица.
(постатейный)
(Сафаралеев М.Р., Шаронов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)6. В абзаце 9 пункта 1 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в качестве юридического лица.